Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образованияя МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного образованияя bestteachers территория лучших знании
Характеристика примерной основной образовательной программы образовательной программы дошкольного образованияя и требований дошкольного образованияя и требований к результатам ее освоения к результатам ее освоения
Образовательная программа Заключение по результатам профессиональной экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного уровня образованияя
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Термины: Образовательная программа Основная образовательная программа Основная общеобразовательная программа Примерная основная образовательная (общеобразовательная) программа
Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
Стратегия внедрения ФГОС/ перехода ДОО на ФГОС Целеполаганиме (цель) Целедостижение (содержаниме и технологии) Целеизмерение (целевые ориентиры, педагогическая диагностика) Проблема: отсутствие цели вариативность средств неопределенность результата
Тактика Ставим цель Реализуем задачи …измеряем условия (обеспечения реализации требований ФГОС)
Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образованияя
При разработке ООП используются следующие документы: -ФГОС -Примерная ОП ДО (сайт ФИРО) - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Порядок организации и осуществления….. - Сан ПиН - региональные (муниципальные) программы развития системы образованияя
Должны быть (что есть) Положение о реализации ФГОСа дошкольного образованияя (Письмо Минобрнауки России от N «О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образованияя» ) Методические рекомендации по реализации ФГОСа дошкольного образованияя (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образованияя; Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образованияя и науки (Рособрнадзора) / от ; Комментарии к ФГОС дошкольного образованияя. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года ) Примерные общеобразовательные программы дошкольного образованияя
Базовая часть Часть участников ОП / ОВЗ описаниме материально-технического обеспечения Программы цели, задачи принципы традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня планируемые результаты освоения программы особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик особенности организации развивающей предметно-пространственной среды описаниме образовательной деятельности особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников описаниме вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Базов ая часть подходы к формированию Программы распорядок и /или режим дня значимые для разработки и реализации Программы характеристики методическое обеспечение средствами обучения и воспитания описаниме образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей способы и направления поддержки детской инициативы
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Структура образовательной деятельности Компетенция педагога содержаниме образованияя личность ребенка могу опыт осуществления известных способов деятельности действенно- практическая получаюзнаниякогнитивная хочу эмоционально- ценностное отношение аффективно- волевая делаю опыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Парадигма Трех З Парадигма Трех П Понял то, что запомнил Запомнил то, что понял Сдать, чтобы забыть Понять, чтобы сомневаться Забыть, чтобы запоминать снова Принять то, в чем сомневаешься
Содержаниме образовательной деятельности РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕВОСПИТАНИЕ
технологии опека присмотр консультирован ие научение упражнение обеспечение помощь терапия медиация обучение тренинг поддержка сопровождение модерация тьюторство учение самообразованияе фасилитация коуч инг человеко- образованияе
Экспертная карта (продукт стандарта качества) управление система контроль мониторинг коррекция Норм-прав.Закон Об ФГОССан Пи НПорядок база образования и организации и осуществления… Условия КадрыМат-тех Психолого-Орг-метод база,пед условия финансиро в условия аниме Структураполнотасвязьлогикаумк процесс комплекс интеграция адекватность средств гибкость результатудовлетворпродуктрешениесверхэфф е енностьзадачкты
Конструированиме и презентация ОП I. Целевой (1. Цель, 2. Задачи, 3. Подходы, 4. Планируемые результаты) II. Содержательный (1. Модульный принцип организации направлений развития, 2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей), 3. Взаимодействие с семьями) III. Организационный (соотношение и содержаниме частей программы, планированиме работы)
Целевой 1. Цель ФГОСОП развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
2. Задачи ФГОСОП 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образованияя различных уровней 4) созданиме благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6) формированиме общей культуры личности детей
3. Подходы к построению ОП Целеполаганиме: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно-ориентированный Целедостижение: личностно-деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
4. Планируемые результаты Модель личности и деятельности выпускника (с опорой на целевые ориентиры)
Содержательный 1. Модульный принцип организации направлений развития
2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей) ОД педагога ОД педагога с детьми Виды деятельности ребенка
3. Взаимодействие с семьями обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образованияя, охраны и укрепления здоровья детей.
III. Организационный (соотношение и содержаниме частей программы, планированиме работы
Логика интеграции специалистов Общепрограммная цель и задачи Цели и задачи специалиста в рамках обще программных Реализуемое содержаниме Конкретизация содержания в рамках своей деятельности Результативный/ оценочный блок Предполагаемое участие в мониторинге
Интеграция специалистов
Система планов Система программ Система планов Программа развития Годовой план Авторские программы Планы специалистов Практическая работа с детьми (сетка занятий, циклограммы) Диагностика и мониторинг Индивидуальная (коррекционная) работа с детьми
Общий план (тематический) Цельсодержтехнол КритерСрок ИсполнитАнализ задачанимеогиииии/ели// и результата этапы ответственные коррекция
сведения о ребенке по результатам комплексной диагностики промежуточных/ итоговых результатов специалисты ФИО ребенка конкретные проблемные поля на основе диагностики педагогический диагноз направления деятельности рекомендации специалистам по построению и реализации индивидуально- коррекционной работы каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет: конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности педагогический диагноз на основе общего направления собственной деятельности приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы промежуточные и итоговые результаты индивидуально- коррекционной работы, реализуемой средствами своей деятельности
нормативные критерии возрастного развития ребенка дошкольного возраста специалисты социальная ситуация развития как преобладающий тип отношений с окружающими ведущий вид (тип) деятельности ведущий вид (тип) общения новообразованияя литического и критического периодов центральная психическая функция возраста Все специалисты планируют перспективное развитие ребенка в рамках зон его актуального и ближайшего развития по приведенным позициям: например «развитие игровой деятельности ребенка» и т.д.
План занятий интегрированных (по организации: времени и месту проведения) Педагог ПсихологЛогопед Руководитель изодеятельности Педагог Психолог Тема, дата, вид, занятия Логопед Руководитель изодеятельности