Текст. (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности... б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.
(11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы: – (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. – (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо. (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. – (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив! (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед: – (23)Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело. (25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*
Расскажите, какой человек писал этот текст? Что им двигало, когда он создавал текст? Чему радуется его сердце, о чем оно болит? Как этот человек относится к миру, к людям? Какое важное сообщение он хотел передать вам, читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься? В каких словах выражена основная мысль текста? Какие средства выразительности использует автор для создания зрительного образа (портрета) отца рассказчика? Эпитеты («бледным, старым, беспомощным», «добрыми глазами»).
Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать душевное состояние дочери и отца? Дочь Отец слова одной тематической группы, передающие смятение души, тревогу за отца, за всех людей: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала», подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов. в диалоге звучит его удивление словами дочери, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери – оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев выражено через использование антонимов: «несчастливы» – «счастлив».
Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы показать, чем счастлив отец, чтобы раскрыть основную идею текста? Его понимание счастья передано и в прямом высказывании в диалоге, и через восприятие дочери. Мирная жизнь, семья - вот счастье. Уберечь семью от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. Сравнительный оборот (обнял меня, как маленькую ), фразеологизмы (работать день и ночь, трудиться не покладая рук). Восклицательное предложение с прямой речью, в котором родители открыто выражают любовь к своему уже взрослому ребёнку (Мы любим тебя, мы любим тебя!) – все лексические и грамматические явления языка направлены на выражение авторского понимания основной идеи текста: Жить в мире, много и часто трудно работать, поддерживать своих детей, любить близких.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
ТезисЛ. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Комментарий, пояснение смысла высказывания Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Лексика первой части текста – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала», подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.
Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив». Делаем вывод Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».
Создаём текст сочинения Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Убедимся в справедливости данного утверждения. Для этого вспомним, что лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Лексика первой части текста Ю. Бондарева – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала», подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством - однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов. Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив». Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».
Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы 1 и 2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.
ТезисЛ. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Комментарий, пояснение смысла высказывания Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность.
Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Но связать эти слова в законченное предложение помогает грамматика. Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падеж, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья». Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение». Делаем вывод Таким образом, мы видим, что правильно подобранная форма слова делает набор самых разнообразных слов русского языка полноценным текстом с правильным литературным языком.
От текста – к темам-высказываниям! Выход на метапредметный уровень: освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации Возможность свободного высказывания по любой лингвистической теме Умение анализировать языковые единицы текста
Используя примеры лексических и грамматических явлений, выявленных нами в тексте, подберите аргументы к другим темам лингвистического сочинения. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» Н. Шамфор.
Коллективное сочинение. Ю. Бондарев размышляет о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым. Автор приходит к парадоксальному выводу: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Чтобы читателю стала понятной его мысль, о Бондарев использует различные средства языка, «идёт от мысли к словам». Нам же, читателям, предстоит путь от «слов к мысли». «Много и мало» – это слова-антонимы, обычно противопоставляющие какие-либо понятия. Но автор соединяет их сочинительным союзом «и», видимо, подсказывая нам, что они составляют единое целое. «Много» это или «мало», что «все живы, нет войны, все в сборе в моём доме» (предложение 18)? Казалось бы, какой это простой приём – просто лексический повтор в предложении 23 ( «Мы любим тебя, мы любим тебя!»), а за ним стоит ответ на авторский вопрос о мере человеческого счастья. Может, потому и повторяют родители для дочери эти слова, что любви «много» не бывает, что пока тебя есть кому любить, ты счастлив? Вот мы и убедились в том, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли», к пониманию авторского замысла.
15.2. Объясните, как вы понимаете смысл финальной фразы: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
15.2. Это сочинение – результат коллективной работы на уроке. Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту. Понимание счастья отцом передано в прямом высказывании в диалоге с дочерью ( предложение 18). Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома - вот счастье. Уберечь родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»? Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ, «как маленькую», вместе плакать и повторять «мы любим тебя» у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, ). Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.
15.2. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» – восклицает Ю. Бондарев, заканчивая свои размышления о счастье. Действительно, часто человеку для счастья нужно очень «много»: хорошая работа, деньги… И для достижения этой цели люди готовы «работать день и ночь, трудиться не покладая рук» (предложение 21)., как отец Надежды, который засиживался до ночи, сочиняя статьи. Но иногда для счастья нужно совсем немного: чтобы все были живы, не было войны, а вся семья было бы в сборе в родном доме (предложение 18). Это, по мнению автора, и есть счастье. «Как много и … мало нужно для счастья!». Для «малого» счастья нужны «большие» вещи и цели, например, работа, деньги. А для «многого» счастья нужна такая «малая» вещь, как семья. В этом и заключается смысл финальной фразы текста. Артемчук Костя.
15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Наедине с собою… Внутренний монолог… диалог? Чувствуете ли Вы себя счастливыми? Были ли у Вас минуты счастливого удовлетворения жизнью, собою? С чем связано Ваше ощущение счастья: с особыми обстоятельствами Вашей жизни, с людьми, которые Вас окружают, с каким-то конкретным местом? Какие чувства испытываете в счастливые моменты Вашей жизни? Что наполняет Вашу душу: благодарность судьбе, людям, жизни, умиротворение, желание творить добро, разделить это состояние с кем-то? Напишите об этом несколько предложений. Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Запишите его.
Наши помощники – словари! СЧАСТЬЕ состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. СЧАСТЬЕ - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова. СЧАСТЬЕ - благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет. Словарь русских синонимов Н. Абрамова. Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья? Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример?
Возможные примеры из текста 1. Счастье – это понимание, любовь и поддержка самых дорогих тебе людей – родителей. Об этом пишет Ю. Бондарев. Глубоко несчастной чувствует себя героиня текста, взрослый человек. Её самостоятельная жизнь лишена человеческого тепла – «одинокая и холодная». И только умение отца вовремя обнять, «как маленькую», повторяемые родителями слова «мы любим тебя» отогревают сердце (предложения 19, ), дают надежду на счастье. И мы понимаем, что, хотя очень много бывает нужно человеку для счастья, но иногда для этого требуются только простое человеческое участие и любовь. 2. По-разному понимают люди, что такое счастье. Например, для одного из героев текста Ю. Бондарева счастье - это мирная жизнь в кругу семьи. Ради этого он готов много работать, поддержать близких своей любовью в трудную минуту ( предложения 18, 20-21, 23).
Наши сочинения (15.3 ) Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё. Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело». Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому- то тепло, оказал поддержку. Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно. Добренькая Александра, 9 класс.
15.3. Сочинение. Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою. В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив. Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве. Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье! Караева Янна, 9 класс.