«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы». До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы. История развития кружевного промысла на вологодской земле насчитывает не одно столетие. Самые ранние кружева, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к XVII-началу XVIII вв. Это мерные с геометрическим орнаментом кружева – выплетены из золотных, серебряных нитей или мишуры.
В XVIII веке распространение получили нитяные – льняные, шёлковые и хлопчатобумажные кружева. В Вологде первая кружевная фабрика была основана в 1820 году помещицей Засецкой, работали на ней крепостные девушки. Постепенно искусство плетения кружева распространилось на близлежащие территории, крупные центры сформировались в Вологодском, Кадниковском, Грязовецком уездах. В каждой местности появился свой неповторимый стиль, орнаментальные мотивы, однако Вологда стала географическом и художественным центром промысла. В историю вологодского кружева вошли мать и дочь Брянцевы, которым приписывается создание особого «вологодского манера» плетения с плавно изгибающейся линией рисунка. Благодаря их усовершенствованию появилась возможность создавать штучные вещи: палантины, накидки, пелерины и т.д. В 1893 году в губернии насчитывалось 4 тысячи кружевниц, а в 1913 году – более 39 тысяч. Вологодские кружева получили признание на выставках в Филадельфии (1876 г.), Чикаго (1893 г.) и Париже (1925 г.).
Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. самым трудоёмким считается парное, в котором узор и фон выплетаются одновременно и зачастую требуется огромное количество пар коклюшек. Основой сцепного кружева служит непрерывная тесьма – полотнянка или «волюшка», которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Сцепное кружево выплетается отдельными частями, которые затем сцепляются крючком.
В 1920-е годы было организовано около 50 кружевных артелей, в 1928 году в Вологде создана профтехшкола, а в 1935 году – художественная лаборатория. В 1964 году образовано кружевное объединение «Снежинка», ныне Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Большой вклад в развитие кружевного промысла внесли такие талантливые художники как Груничева М.Н., Сибирцева В.В., Исакова К.В., Веселова В.Д., Ельфина В.Н.