Урок физики в 11 классе Попенко Светлана Евгеньевна Учитель физики МОУ «СОШ» С. Большая Картель
Тема урока ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПРИРОДА СВЕТА Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце.А.Н.Толстой
Цели урока: Опираясь на поисковый характер заданий, создать ситуацию, в которой формируется продуктивное мышление. Опираясь на поисковый характер заданий, создать ситуацию, в которой формируется продуктивное мышление. Воздействуя на эмоциональную сферу, с помощью литературных образов, обобщить знания о волновом характере распространения света. Воздействуя на эмоциональную сферу, с помощью литературных образов, обобщить знания о волновом характере распространения света. Анализируя эксперимент, проверить понимание учащимися явления поляризации, подчеркнув, что свет – это ЭМВ. Анализируя эксперимент, проверить понимание учащимися явления поляризации, подчеркнув, что свет – это ЭМВ. Создать ситуацию взаимного контроля знаний, используя для этого тестирование по вариантам. Создать ситуацию взаимного контроля знаний, используя для этого тестирование по вариантам. Развитие учебно-организационных умений. Развитие учебно-организационных умений.
Обязательный минимум Свет как ЭМВ. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Закон преломления света. Дисперсия света.
Требования к уровню подготовки 1.1. Приводить примеры опытов, обосновывающие научные представления: О свете, как о потоке частиц; О свете, как о волне Приводить примеры опытов, позволяющие подтвердить теоретические представления: свет – ЭМВ 2.2. Раскрывать смысл: Законов геометрической оптики 2.3. Вычислять: Показатель преломления среды, используя закон преломления Длину волны по скорости её распространения и по частоте. 3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах.
Содержание программы Свет как ЭМВ. Скорость света. Когерентность. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия и поглощение света. Дисперсионный спектр. Законы геометрической оптики.
Ход урока: Вступление. Вступление. Выявление входных знаний. Выявление входных знаний. Работа над учебным материалом: Работа над учебным материалом: а) обсуждение материала; а) обсуждение материала; б) обобщение материала, б) обобщение материала, Взаимопроверка знаний. Взаимопроверка знаний. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.
I.Молюсь оконному лучу – он бледен, тонок, прям. Анна Ахматова Без света немыслима жизнь человека. Поэтому вопрос о том, что такое свет, возник сразу, как только человек стал размышлять об окружающем мире. 17 век положил начало тем представлениям о свете, которые мы изучаем с вами теперь. Галилей, Ньютон, Гюйгенс, Рёмер, Юнг, Френель, Максвелл, Лебедев, Планк, Эйнштейн и мн. др. ученые дали нам возможность понять, что же такое свет. Пусть три столетия минуло с тех пор, Ещё не разрешился этот спор. Один сказал, что свет – это волна Подобна механической она. Другой сказал, что свет – поток частиц. В любой среде не знает он границ. Свет твоего окна – он квант или волна? Сегодня мы подытожим знания о волновом характере света. Сначала остановимся на домашнем задании.
II. Наблюдение эксперимента по поляризации света кристаллами турмалина и обсуждение следующих вопросов: 1. Почему кристаллы турмалина обладают свойством поляризовать свет? 2. Чем отличается естественный свет от поляризованного? 3. Свет – это продольная или поперечная волна? 4. Как применить правило буравчика для определения направления распространения света? 5. Где применяются поляроиды? 6. Какое поле – электрическое или магнитное – действует на сетчатку глаза или фотоэмульсию?
Вывод: Экспериментальный факт полного пропускания света двумя последовательно расположенными кристаллами турмалина, если их оптические оси параллельны, и почти полного гашения, если они взаимно перпендикулярны, служит доказательством поперечности световых волн и подтверждает электромагнитную природу света.
III. Работа над учебным материалом А) повторяем все волновые свойства света, раскрывая «радугу»: Прямолинейное распространение Прямолинейное распространение Преломление Преломление Отражение Отражение Дифракция Дифракция Интерференция Интерференция Дисперсия Дисперсия Поляризация Поляризация
Волновой характер света Волновой диапазон 3,9 х м – 7,5 х м Скорость света постоянна: в вакууме с=3 х 10 8 м/с в среде v= c/n Прямолинейное распространение, образование тени и полутени. Отражение y = a Дисперсия C=nv; n= V EM Преломление Sin a/sinb=n; n=v 1 /v 2 Дифракция когерентных волн d sin ф=k&; k=0, +1,+2… Поляризация подтверждает поперечность Интерференция когерентных волн 1. Условие усиления: d=k&; k=0, +1, +2… 2. Условие ослабления: d=(2k+1)x&/2 E c B &-длина волны
Выполните задания. Отвечая на вопрос, укажите свойства световых волн, указывая цвет квадрата в схеме. Если затрудняетесь, обратитесь к схеме или материалу учебника (пп. )
Задания 1. День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака… Уж поздно. Вечереет день. Ф.И.Тютчев ? Почему вечером тени удлиняются? Какое явление наблюдается?
2. Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве? Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба охватила И в высоте изнемогла. Ф.И.Тютчев ?Какое явление описано и как его объяснить?
3. О,Солнце!..Там, где тень От лип густа и ароматна, Кидаешь ты такие пятна, Что жалко мне ступать по ним. Э. Ростан ?Как объяснить происхождение световых пятен в тени деревьев? Укажите явление.
4. Проснулся Садко, купец богатый новгородский, В океан-море да на самом дне; Увидел он – сквозь воду печет красно солнышко. Былина «Садко» ? Почему цвет солнца в воде не изменился? Укажите явление.
5. Народ кипит в монастыре; У врат святых и на дворе Рабы боярские стоят. Их копья медные горят. М.Ю.Лермонтов ?Почему горят копья? Укажите явление.
6. Сомнения, вера, пыл живых страстей – Игра воздушных мыльных пузырей: Тот радугой блеснул, а этот – серый… И разлетятся все! Вот жизнь людей. Омар Хайам ? Почему одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие – нет? Укажите явление.
7. Правитель города Гудвина на вопрос Элли, где он взял столько зеленого мрамора отвечает: «В моем городе не больше зеленого, чем во всяком другом. Тут все дело в зеленых очках, которые никогда не снимают мои подданные.» А.М.Волков ? Какими увидела Элли красные цветы в Изумрудном городе? Укажите явление.
8. Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полянах, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и красными, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Л.Н.Толстой ? Чем объясняется «игра» драгоценных камней и капель росы? Укажите
Проверь себя Если вы правильно выполнили задания, то вы получите такую радугу
Б) Обобщение Ответьте устно на вопросы: 1. Как читаются законы отражения и преломления? 2. Как объяснить с волновой точки зрения появление вторичных волн? 3. Что называется дисперсией? 4. При каком условии наблюдается интерференционный максимум (минимум)? 5. Какое условие необходимо для наблюдения дифракции?
Вывод: Электромагнитная природа света подтверждается законами отражения, преломления, интерференции, дифракции, поляризации; при распространении он ведет себя как волна.
Тестирование. Вариант 1 Вариант 2 1. Какое из наблюдаемых явлений объясняется интерференцией света? 1. Какое из наблюдаемых явлений объясняется дифракцией света? А) Излучение света лампой накаливания. Б) Радужная окраска компакт- дисков. В) Получение изображения на киноэкране. Г) Радужная окраска мыльных пузырей. Д) Радуга. 2. Какое явление связано с различием скорости распространения света в веществе? 2. Какое явление показывает поперечность световых волн? А) дисперсия Б) интерференция В) дифракция Г) отражение Д) поляризация 3. Как изменится период колебаний света при прохождении через границу воздух-стекло если относительный показатель преломления 1,5? 3. Как изменится частота колебаний света при прохождении через границу воздух-стекло если относительный показатель преломления 1,5? А) увеличится в 1,5 раза Б) увеличится в 3 раза В) уменьшится в 1,5 раза Г) уменьшится в 3 раза Д) не изменится
4. Чему равен абсолютный показатель преломления среды, если свет в ней распространяется со скоростью 1,5 х 10 8 м/с? 4. Чему равен абсолютный показатель преломления среды, если свет в ней распространяется со скоростью 2 х 10 8 м/с? А) 3 Б) 2 В) 1,5 Г) 6 Д) 4,5 5. Чему равна длина волны синего света в стекле с показателем преломления 1,5, если в вакууме его длина равна 4,5 х м? 5. Чему равна длина волны фиолетового света в стекле с показателем преломления 2, если в вакууме его длина равна 4 х м? А) 2 х м Б) 9 х м В) 3 х м Г) 6,75 х м Д) 4 х м Е) 4,5 х м
Проверь себя: Вопрос Вариант 1ГАДБВ Вариант 2 БДДВА
Заключительная часть Подведение итогов урока Подведение итогов урока Домашнее задание: п.52, упр.6 (вопр.2,3); Домашнее задание: п.52, упр.6 (вопр.2,3); написать фамилии ученых, доказавших то или иное свойство света, используя дополнительную литературу.