7 класс Подготовила: учитель информатики и ИКТ Штаба Н.В.
Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий мыслитель – основоположник формальной логики. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
Классификация предложений по Аристотелю Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы: утвердительные и отрицательные предложения; истинные и ложные предложения.
Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков. Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал. Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей". Джордж Буль по праву считается отцом математической логики. Его именем назван раздел математической логики – булева алгебра. Джордж Буль ( г) английский математик-самоучка
Джордж Буль – создатель алгебры логики Буль изобрел своеобразную алгебру - систему обозначений и правил, применимую ко всевозможным объектам, от чисел до предложений. Пользуясь этой системой, он мог закодировать высказывания (утверждения, истинность или ложность которых требовалось доказать) с помощью символов своего языка, а затем манипулировать ими, подобно тому как в математике манипулируют числами. Основными операциями булевой алгебры являются: конъюнкция (И), дизъюнкция (ИЛИ), отрицание (НЕ).
Применение алгебры логики для разработки ЭВМ Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключателей схем. Ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому как утверждение может быть либо истинным, либо ложным. А еще несколько десятилетий спустя, уже в ХХ столетии, ученые объединили созданный Джорджем Булем математический аппарат с двоичной системой счисления, заложив тем самым основы для разработки цифрового электронного компьютера.
В 1936 году выпускник Мичиганского университета Клод Шеннон, которому был тогда 21 год, сумел ликвидировать разрыв между алгебраической теорией логики и ее практическим приложением. Клод Шеннон ( г) американский математик
Клод Шеннон - связал алгебру логики с работой компьютера Шеннон, имея два диплома бакалавра - по электротехнике и по математике, выполнял обязанности оператора на неуклюжем механическом вычислительном устройстве под названием "дифференциальный анализатор" Постепенно у Шеннона стали вырисовываться контуры устройства компьютера. Если построить электрические цепи в соответствии с принципами булевой алгебры, то они могли бы выражать логические отношения, определять истинность утверждений, а также выполнять сложные вычисления.
Электрические схемы, очевидно, были бы гораздо удобнее шестеренок и валиков, щедро смазанных машинным маслом у "дифференциального анализатора". Свои идеи относительно связи между двоичным исчислением, булевой алгеброй и электрическими схемами Шеннон развил в докторской диссертации, опубликованной в 1938 году. Клод Шеннон - связал алгебру логики с работой компьютера
Основные формы абстрактного мышления: понятия; суждения; умозаключения.
Понятие: форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Например: портфель, трапеция, ураганный ветер.
Суждение (высказывание): Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. Суждения являются повествовательными предложениями, истинными или ложными. Они могут быть простыми и сложными. Например: Весна наступила, и грачи прилетели.
Умозаключение: Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание; из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Есть несколько видов умозаключений. Например: Все металлы простые вещества. Литий металл. Литий простое вещество.
Примеры высказываний: "Эта карточка синего цвета." – высказывание " Какого цвета эта карточка?" – не является высказывание "Наполеон - французский император." – высказывание "Французский император." – не является высказыванием
Упражнение 1: Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями: 1. Какого цвета этот дом? 2. Число Х не превосходит единицы. 3.4 х Посмотрите в окно. 5. Пейте томатный сок! 6. Эта тема скучна. 7. Рикки Мартин – самый популярный певец. 8. Вы были в театре?
Упражнение 2: Выбрать истинные высказывания: 1. Город Джакарта – столица Индонезии. 2. Решение задачи – информационный процесс. 3. Меню в программе – это список возможных вариантов. 4. Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера. 5. Мышка – это устройство ввода информации.
Упражнение 3: Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями: 1. Какой длины эта лента? 2. Прослушайте сообщение! 3. Делайте утреннюю зарядку! 4. Назовите устройства ввода/вывода информации. 5. Кто отсутствует? 6. Париж – столица Англии 7. Число 11 является простым = Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 10. Некоторые медведи живут на севере 11. Все медведи – бурые 12. Чему равно расстояние от Москвы до Питера? 13. Картины Пикассо слишком абстрактны. 14. Решение задачи – информационный процесс.
Упражнение 2: Приведите по 2 примера истинных и ложных высказываний из: математики, биологии, истории литературы.