Шедевры музыкального искусства эпохи романизма Музыка – высшее из искусств. Гете
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Свободолюбие, мятежность страстные порывы к активному действию- все это достояние музыки эпохи романтизма. Крылатыми стали слова Гейне: «Музыка начинается там, где кончается слово»
Для романтизма в музыке характерно обращение к внутреннему миру человека. Благодаря способности музыки глубоко проникать в мир переживаний человека, она поставлена на первое место среди других искусств. Музыка способна выражать непознаваемое, передавать то, что не в силах передать словами. Романтизм всегда стремится уйти от реальности. Прикоснуться к жизни простых людей, понять их чувства, опираясь на музыку. Это помогло представителям музыкального романтизма сделать свои произведения реалистичными.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. В период расцвета романтизма зародился ряд новых музыкальных жанров, а именно, жанры программной музыки (симфонические поэмы, баллады, фантазии и т. п.).
Истоки романтизма Принято считать, что непосредственными предшественниками романтизма были Людвиг ван Бетховен в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К. В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считается пред романтическим периодом сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.
Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии - Франц Шуберт и Ференц Лист; в Германии Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер в Польше Фредерик Шопен. В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.
Ференц Лист. Творчество Листа, несмотря на противоречивость мировоззрения, в основе своей было прогрессивным, реалистическим. Один из основоположников и классик венгерской музыки, выдающийся национальный художник. После Листа для фортепиано стало возможно все. Характерные черты его музыки - импровизационность, романтическая приподнятость чувств, экспрессивная мелодия. Лист ценится как композитор, исполнитель, музыкальный деятель. Крупнейшие работы композитора: опера Дон Санчо или замок любви(1825), 13 симфонических поэм Тассо, Прометей,Гамлет и др., произведения для оркестра, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 75 романсов, хоры и др. не менее известные сочинения.
Франц Шуберт Крупнейший представитель раннего романтизма. Создатель романтических песен и баллад, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Автор около 600 песен (на слова Фридриха Шиллера, Иоганна Гете, Герниха Гейне), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь»; 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
Гофман Эрнст Теодор Амадей С 1805 г. сочинял музыкальные произведения, работал в театрах режиссером, дирижером, художником- декоратором. Гофман - автор первой в Германии романтической оперы «Ундина».
Карл Мария Фридрих Август фон Вебер Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист, основоположник немецкой романтической оперы. Написал критические статьи: Музыкальные и драматические заметки, автобиографический роман Жизнь музыканта, рецензии. Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям Турандот и Проциоза, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, концерты для кларнета, фагота, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, Приглашение к танцу, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
Вильгельм Рихард Вагнер Немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль»; тетралогия «Кольцо нибелунга» «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма».
Людвиг Феликс Мендельсон Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории. Симфонии («Итальянская; «Шотландская), симфоническая увертюра «Фингалова пещера»,музыка к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» для фортепиано, оратории.
Роберт Александер Шуман Немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нового музыкального журнала». Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки»; «Карнавал»; «Фантастические пьесы»; «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины»); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды»). Опера «Геновева», оратория «Рай и Пери», 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром, камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ