Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Глевицкая Е.И. – начальник сектора информационного обеспечения Санкт-Петербург 03 июля 2014 г.
Конституция РФ от ; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от Федеральный закон от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральный закон от ФЗ «О рекламе»; Федеральный закон от ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Указ Президента РФ от г. 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»; Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим ин формацию, не совместимую с задачами образования и воспитания; Правила подключения образовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Минобрнауки РФ от АФ-12/07 вн; Методические рекомендации по ограничению доступа в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (письмо Минобрнауки РФ от г /14-0-1).
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, Пропаганда порнографии и антиобщественного поведения; Злоупотребление свободой СМИ/экстремизм; Злоупотребление свободой СМИ/наркотические средства; Злоупотребление свободой СМИ/информация с ограниченным доступом; Злоупотребление свободой СМИ/скрытое воздействие; Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм); Вредоносные программы; Преступления; Ненадлежащая реклама; Информация с ограниченным доступом.
Информация, запрещенная для распространения среди детей: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; (в ред. Федерального закона от N 135-ФЗ)закона 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера; 8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. (п. 8 введен Федеральным законом от N 50-ФЗ)законом
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Информация, не соответствующая задачам образования: 1) Компьютерные игры, за исключением соответствующих задачам образования 2) Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации 3) Банки рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением соответствующих задачам образования 4) Онлайн-казино и тотализаторы 5) Мошеннические сайты 6) Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия, тоталитарные секты
Алкоголь; Баннеры и рекламные программы; Вождение и автомобили (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Досуг и развлечения (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Здоровье и медицина (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Компьютерные игры (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Корпоративные сайты, Интернет-представительства негосударственных учреждений (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Личная и немодерируемая информация; Отправка SMS с использованием Интернет-ресурсов; Модерируемые доски объявлений (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Неприличный и грубый юмор; Обеспечение анонимности пользователя, обход контентных фильтров; Онлайн - казино и тотализаторы; Платные сайты; Поиск работы, резюме, вакансии (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Религии и атеизм (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); СМИ(ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования); Табак, реклама табака, пропаганда потребления табака; Торговля и реклама (ресурсы данной категории, несовместимые с задачами образования).
Издание приказов по вопросам обеспечения информационной безопасности обучающихся; Разработка локальных актов (Регламент доступа в сеть «Интернет», Правила использования сети «Интернет», Положение о Совете образовательной организации по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» и др.); Разработка или внесение необходимых дополнений в должностные инструкции (сотрудника, назначенного ответственным за организацию работы с сетью «Интернет» и контроль доступа в сеть; педагогического работника, допущенного к работе в Сети); Разработка и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет- зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении. Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет. Должностные инструкции отдельных работников образовательных учреждений. Положение о Совете муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Положение о Совете образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете. Системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу. Инструкция пользователя по компьютерной безопасности. Памятка по локальной диагностике работоспособности доступа в Интернет.
Мониторинг функционирования и использования в образовательной организации программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика; Мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет образовательным организациям с обеспечением контент-фильтрации Интернет – трафика.
Создание системы контентной фильтрации, которая представляет собой программный комплекс, позволяющий ограничить учащимся доступ к Интернет-ресурсам; Использование различных систем противовирусной защиты; Использование специальных настроек операционной системы; Установку поисковых систем для детей.
Интернет цензор ( Нет Полис ( (для операционной системы Windows), Дансгуардиан ( (для операционной системы Linux).
В соответствии со ст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ руководитель образовательной организации несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников. В соответствии со ст.11, ч. 1 ст. 14 Федерального закона 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» образовательные организации, предоставляя для детей компьютеры, имеющие выход в Интернет, во время образовательного процесса и вне учебного времени, обязаны применять определенные административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации и несут ответственность за доступ к информации, наносящей вред здоровью несовершеннолетнего. В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г.188, соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры проверяется систематически.
Организация доступа в сеть «Интернет»; Административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от вредной информации; Внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет- пространстве, профилактики интернет- зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность; Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательной организации.