Как измерить эффективность социальных программ. План 2 1. Основные методологические подходы к оценке эффективности социальных программ 2. Общие требования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как оценить эффективность социальных программ «Социальное партнерство во имя детей: системный подход в решении социальных проблем» Круглый стол: «Мониторинг.
Advertisements

Оценка социально - экономической эффективности социальных программ.
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Шербакульского муниципального района на период до 2013 года.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Промышленная логистика Определение стоимости проекта.
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
Методика анализа плана оздоровления в части паритетности мер поддержки со стороны собственника, кредиторов и государства.
Эконометрическая модель реформы системы социальной поддержки и устройства детей, оставшихся без попечения родителей Москва, 2008 год Дмитрий Помазкин.
Разработка системы индикаторов для учреждений социальной сферы Барадачев И.И. консультант МОФ СЦПОИ Новосибирск 2010.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Наянова М. А., зав. кафедрой управления и экономики образования КОИРО Формирование муниципального задания на профильное обучение Модуль « Профильное обучение.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
«Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг, не отнесенных к основным видам деятельности сферы «Образование», муниципальными общеобразовательными.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Афанасьев Александр Александрович Министр труда и социального развития Омской области «О реализации положений социального характера областного бюджета.
Формирование нормативно- правовой базы по внедрению принципов «Бюджетирования, ориентированного на результат» на примере города Ижевска.
Оценка социально-экономической эффективности программ по защите детства Андреева Елена Игоревна 14 февраля Москва.
Транксрипт:

Как измерить эффективность социальных программ

План 2 1. Основные методологические подходы к оценке эффективности социальных программ 2. Общие требования к программе как инструменту оценки социально-экономической эффективности 3. Алгоритм расчета социально-экономической эффективности социальных программ макроэкономический, демографический и бюджетный прогноз прогнозирование спроса на услуги специфика оценки социально-экономической эффективности социальных программ на разных этапах подготовки и реализации программы оценка затрат на реализацию программы 4. Пример расчета социально-экономической эффективности программы в сфере защиты детей

Зачем оценивать эффективность социальных программ? 3 Оценка долгосрочных финансовых последствий для бюджетов различного уровня от планируемых к реализации социальных программ Поиск оптимальных решений для экономии бюджетных расходов Демонстрация вклада социальных программ в создание общественного блага Демонстрация преимуществ инновационных технологий в социальной сфере Обоснование выделения бюджетных средств на социальные программы в сравнении с программами и проектами экономического развития

4 Тип управления Управление затратами Управление результатами Управление программой Целевое значение показателя эффективности: 100% соблюдение бюджетной сметы/ бюджета программы Минимальные затраты при заданном непосредственном результате (экономичность) Максимальный социальный результат при заданных затратах Что является объектом контроля: Целевое расходование бюджетных средств Выполнение требований к качеству и объему услуг, а также регламенту (процессу) оказания услуг Достижение социальных результатов и эффектов Метод планирования затрат: Составление и обоснование бюджета расходов программы/ постатейной сметы расходов Конкурсный отбор поставщика услуг по заданным критериям качества услуг с наименьшими затратами Определение альтернативных способов достижения целей Составление бюджета программы в разрезе мероприятий и услуг Основные характеристики различных типов управления ресурсами

Что является результатом реализации программы? 5 Социальная программа Непосредственные результаты реализации программы Общественно значимые результаты реализации программы Социальные эффекты Затраты ресурсов/ процесс оказания услуг/ выполнения работ/ проведения мероприятий Предоставленные услуги/количество получателей Проведенные мероприятия Выполненные работы Изменение состояния получателей услуг (целевой группы) в результате участия в программе Изменения в жизни получателей услуг (целевой группы) и общества в целом

Непосредственные результаты - объем услуг / количество мероприятий. Несмотря на то, что эти показатели содержат в себе ценную информацию, они не дают ответа на вопрос о том, достигается ли в результате реализации программы общественно значимый результат 6 Результаты и эффекты, генерируемые социальными программами Общественно значимые результаты характеризуют результат реализации программы для ее участников и определяют степень достижения целей программы. Показатели общественно значимых результатов отражают качественные изменения состояния целевых групп, на которые направлена программа, или социальной среды в целом.

Примеры 7 Непосредственные результаты программы Общественно значимые результаты программы – социальные результаты и эффекты количество обучающихся на один компьютер число детей, посещающих группы продленного дня в школах число учащихся, принявших участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и соревнованиях в общей численности учащихся средний балл по результатам ЕГЭ доля обучающихся, успевающих на "хорошо" и "отлично» доля победивших в олимпиадах различных уровнях в общей численности учащихся, участвовавших в олимпиадах процент получателей услуги, отчисленных по неуспеваемости охват населения диспансеризацией (численность граждан, прошедших диспансеризацию/доля прошедших диспансеризацию) количество посещений, приходящихся на одного врача в день (смену) сертифицированность медицинских работников процент выявленных на ранней стадии/запущенных заболеваний по профилю врача-специалиста процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара снижение числа заболеваний гриппом в периоды эпидемии в результате иммунизации населения обеспеченность мягким инвентарем в интернатных учреждениях количество общественных зданий, оборудованных устройствами для маломобильных граждан число детей, получивших бесплатные путевки в летние лагеря для школьников число кризисных семей, прошедших реабилитацию удовлетворенность получателей услуги качеством оказания услуги/отсутствие обоснованных жалоб доля граждан, получающих услуги на дому, сохранивших привычный образ жизни (не были помещены в стационар/дом-интернат) улучшение показателей здоровья (рост, уровень физического развития и т.д.) детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях

Затраты ресурсов/ инвестиции Мероприятия/ Услуги: непосредственные результаты Социальные результаты и социальные эффекты Основной подход: социальная эффективность 8 Пример В результате проведенной диспансеризации процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста увеличился на 21%

Затраты ресурсов в стоимостном выражении/Бюджетные ассигнования/Инвестиции Бюджетные доходы, экономия расходов или сокращение расходов бюджета Основной подход: экономическая эффективность 9 Пример Строительство новой школы в районном центре позволило сократить расходы бюджета на содержание малокомплектных школ в близлежащих сельских населенных пунктах

Затраты ресурсов в стоимостном выражении/Бюджетные ассигнования/Инвестиции Социальные результаты и эффекты, которые могут быть выражены в стоимостном (денежном) выражении Основной подход: социально-экономическая эффективность 10 Пример В результате реализации программы деинституционализации сократились расходы на содержание интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишившихся родительской опеки Основной подход состоит в выявлении и оценке социальных результатов и социальных эффектов программ и сравнении этих результатов и эффектов с затратами на реализацию программы

Термины и определения 11

Стоимостные подходы к измерению и оценке результатов и эффектов социальных программ Стоимость единицы непосредственного результата - экономичность (экономичными являются такие решения, при которых на единицу готового продукта приходится меньше издержек) Результативность – степень достижения запланированного результата Анализ «затраты-выгода» (cost-benefit analysis) - стоимостная оценка всех результатов и эффектов программы, в том числе чисто социальных (оценка социально-экономической эффективности предполагает учет только тех результатов, которые непосредственно могут быть выражены в стоимостных единицах) 12

Примеры социальных результатов и эффектов, имеющих стоимостное содержание 13 Рост реальных или ожидаемых доходов (или экономии расходов) благополучателей и членов их семей Изменение доходов и расходов других членов общества вследствие изменения состояния участников социальных программ Экономия общественных ресурсов в результате сокращения потребности в государственной поддержке отдельных категорий граждан Изменение (сокращение) спроса на специализированные социальные услуги Увеличение общественных доходов за счет увеличения занятости или производительности труда участников социальных программ другие

Необходимые условия (требования к программе)

Основные принципы оценки Цель программы должна быть сформулирована в терминах конечных общественно значимых результатов и эффектов программы (а не выполнения запланированного перечня мероприятий) Оценка социально-экономической эффективности на этапе планирования должна охватывать весь жизненный цикл программы Учет всех связанных с реализацией программы доходов и расходов Оценка того, «что будет», если программа не будет принята и реализована Оценка рисков, сопровождающих реализацию программы Учет фактора времени 15

Ограничения 16 Не все социальные результаты и социальные эффекты поддаются стоимостной оценке Не все социальные программы могут быть отнесены к социальным инвестициям Социальные эффекты отдалены по времени от реализации программы Причинно-следственные связи, ведущие к социальному результату, неоднозначны

Что такое социальные инвестиции? Ресурсы, направляемые в социальную сферу в целях получения социальных результатов и эффектов, выражающихся в улучшении качества жизни и повышении самостоятельности благополучателей, развитии их знаний и умений, и носящих долгосрочный характер Инвестиции Непосредственные результаты Социальные результаты Социальные эффекты Затраты ресурсов по программе (материальные, трудовые, финансовые и др. ресурсы) Предоставленные услуги Проведенные мероприятия Изменение состояния благополучателей в результате участия в программе Что изменилось в жизни благополучателей и общества в целом результате реализации программы Результаты и эффекты социальных инвестиций

Алгоритм оценки 18 I Определяем цели и показатели достижения цели программы Определяем социально-экономические результаты (результаты и эффекты, которые можно измерить в стоимостном измерении) II Строим прогнозы и предположения для оценки значений социально-экономических результатов в выбранный горизонт планирования Производим расчет социальных результатов и социальных эффектов программы в стоимостном выражении III Рассчитываем полную стоимость программы Производим расчет социально-экономической эффективности программы

Пример расчета социально-экономической эффективности: программа по сопровождению семей, находящихся в СОП снижение количества случаев лишения родительских прав среди участников программы (сохранение кровной семьи для ребенка) дети, участвовавшие в программе и имевшие отчетливо выраженные признаки отставания в развитии, пошли в обычный (не коррекционный) детский сад, а затем в обычную (не коррекционную) общеобразовательную школу; родители, участвующие в программе, преодолели трудности и устроились на работу 19 Для оценки социально-экономической эффективности программы из этих трех эффектов выбран только один – сохранение кровной семьи для ребенка (непопадание ребенка в интернатное учреждение или под опеку)

Определение социальных результатов и эффектов в стоимостном выражении Стоимость одного года пребывания ребенка в интернатном учреждении: 400 тыс. рублей Стоимость пребывания ребенка под опекой: 78 тыс. рублей в год Средний срок пребывания ребенка в интернатном учреждении – 5 лет Средний срок пребывания ребенка под опекой - 5 лет 20

Период (n) Численность детей, которые не попадут в интернатные учреждения в результате участия в программе 10 2 Численность детей, которые не попадут под опеку в результате участия в программе 50 3Норма дисконта d0,1 4Инфляция (темп)0 5Служебный параметр (1+d)1,1 6Знаменатель фактора дисконтирования (1+d)^n1,001,101,211,331,4 7Фактор дисконтирования (1/(1+d)^n1,000,90,830,750,680,62 8 Стоимость содержания 1 ребенка в интернатном учреждении в течение года, в постоянных ценах Стоимость содержания 1 ребенка в интернатном учреждении в течение года, в текущих ценах Приведенная стоимость содержания 1 ребенка в интернатном учреждении по годам в течение 5 лет Суммарная приведенная стоимость содержания 1 ребенка в интернатном учреждении в течение 5 лет Приведенная экономия на сокращении притока детей в интернатные учреждения, всего Размер опекунского пособия на 1 ребенка в год, в постоянных ценах Размер опекунского пособия за 1 ребенка, в текущих ценах (с учетом инфляции) Приведенная стоимость опекунских выплат на ребенка по годам в течение 5 лет Суммарная приведенная стоимость опекунских выплат на ребенка в течение 5 лет Суммарная приведенная экономия от сокращения притока детей под опеку Всего экономия Расходы по программе Приведенные расходы по программе, всего Социально-экономическая эффективность программы 2,19

Результат оценки социально-экономической эффективности программы «Родные и близкие» Результат расчета социально-экономической эффективности программы – 2,19 – означает, что каждый вложенный в реализацию программы рубль приносит 2 рубля экономии общественных ресурсов (экономии бюджетных средств)