Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС Подготовила зам. директора по УВР Брызгалина Е.В.
Внеурочная деятельность обучающихся Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно- урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС) понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации ( Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Внеурочная деятельность Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализации требований ФГОС Преимущества: предоставление учащимся широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
Направления внеурочной деятельности Спортивно - оздоровительное Духовно - нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Виды внеурочной деятельности Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово- развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ знает и понимает общественную жизнь знает и понимает общественную жизнь ценит общественную жизнь самостоятельно действует в общественной жизни самостоятельно действует в общественной жизни Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях»
Игровая деятельность Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Социально моделирующая игра Игра с ролевым акцентом Игра с деловым акцентом
Познавательная деятельность Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, и т.д. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции, интеллектуальные марафоны и т.п.),
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово- развлекательные акции уч-ся в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности)
Художественное творчество Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Кружки художественного творчества Художественные выставки, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Спортивно-оздоровительная деятельность Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Достижение образовательных эффектов деятельности (эффектов воспитания и социализации детей) Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; Формирование у детей социокультурной идентичности: страховой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Первый предмет диагностики Личность воспитанника: -В каком направлении происходит развитие личности учащегося? -На какие ценности он ориентируется? -Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Способы диагностики: наблюдение, анализ письменных работ, диагностическая методика «Личностный рост»
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Второй предмет диагностики Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. -Каков уровень развития детского коллектива; -характер взаимоотношения школьников в детском коллективе; Методики: диагностическая методика «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкин; методика социометрии.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Третий предмет диагностики Профессиональная позиция педагога – важнейшее условие развития личности ученика. -Какие профессиональные ценности сформированы у педагогов? -Характер педагогической позиции. Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.
В УСОШ 1 им. А.С. Попова Организационная модель внеурочной деятельности школы : Модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и реализуются через различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность реализуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, соревнований, поисковых исследований и т.д. не только учителями 1-х -3-х классов и педагогами ОУ, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
В начальной школе УСОШ 1 выделены основные направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление. Группы здоровья (бассейн, ЛФК) Секция «Футбол» спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные, районные мероприятия, соревнования, Дни Здоровья и т.д. Результаты работы представляются на показательных выступлениях, соревнованиях, открытых внеклассных мероприятиях.
Кружок «Геометрия вокруг нас» Кружок «Хочу все знать» факультатив «Юным умникам и умницам» ; факультатив «Учусь создавать проект» факультатив «Инфознайка» - викторины, познавательные игры и беседы; школьные научные сообщества, олимпиады, конкурсы, экскурсии и т.д. Результаты работы представляются на олимпиадах, различных конкурсах, турнирах, конференциях. в виде защиты проектов, проведённых исследований.. Общеинтеллектуальное направление.
Общекультурное направление «Студия «Акварелька» Творческое объединение «Мир фантазий» Творческое объединение «Вышивка» Кружок «Планета оригами» Кружок «Декупаж» «Горячие кружева» «Мир квиллинга» Взаимодействие МБОУ УСОШ 1 им. А.С. Попова с учреждением дополнительного образования (ДДТ), учреждением культуры (МУК Дом ремесел) предоставляет обучающимся разнообразить формы внеурочной деятельности. Результаты работы представляются на выставках, различных конкурсах, открытых внеклассных мероприятиях.
Духовно-нравственное и социальное направления в УСОШ 1 реализуются через такие формы, как экскурсии, круглые столы, общественно – полезные практики, акции и т.д.
«Ребенок это солнце, вокруг которого вращаются средства образования, он центр, вокруг которого они организуются». Дж. Дьюи.