«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» Китайская пословица
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Деятельность экспериментирования - 1. Способствует формированию интегративных качеств: Ребенок любознательный, активный; эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, мире и природе; 2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество. 3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Создание опытно – экспериментальной среды решает следующие задачи: - Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. - Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний. - Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов. - Формирование у детей умственных способностей. - Развитие у ребенка умения анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
В своей работе я ориентируюсь на следующее распределение опытно- экспериментальной деятельности -живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. -неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. -человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Опыты и эксперименты подразделяются: 1. Случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. 2. В групповой комнате, на участке. 3. Кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.). 4. Эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические, цикличные.
Структура детского экспериментирования: 1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. 2. Уточнение плана исследования. 3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования. 4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников. 5. Организация исследования. 6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Особенности организации детского экспериментирования Эксперимент непродолжителен по времени. Я учитываю то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), кроме этого важны индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость) и возрастные особенности. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки. Эксперименты – это не самоцель, это способ ознакомления с миром.
Предметно-развивающая среда Мини - лаборатория
Материалы для исследования. - приборы-помощники: микроскоп, лупа, компас, магниты; - серии картин с изображением природных сообществ; - картотека опытов, экспериментов, фокусов; - книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы: «Галилео – наука опытным путем», «Насекомые и их знакомые», «Наша планета» ; - набор для экспериментирования «Сам себе профессор сила воздуха»; - метр, линейки, условные мерки; - коллекция насекомых, горных пород; - природный материал: камешки, кристаллы, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; - прочие материалы: зеркала, фонарик, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свечи, увеличительные стекла, мерные кружки, ложки воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и др.
Уголок природы
Варианты фиксации результатов
. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», Сфера, 2004 О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» Сфера, 2013 О. В. Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника 6-7 лет, Сфера, 2012 О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», Сфера, 2013 О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009 Литература, которую я использую в работе
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование» Педагогическое общество России, 2003 г. Елена Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» Детство-Пресс, 2012 Исакова Н.В.: «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Детство-Пресс, 2013 Веракса Н. Е., Галимов О. П. « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Мозаика –Синтез, 2013 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Автор/составитель Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008 З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно -исследовательских умений у старших дошкольников» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Спасибо за внимание! «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский