Деловая игра с родителями будущих первоклассников «Готовимся к школе» Педагог-психолог МБОУ г. Мурманска прогимназии 63 Ивченко Э.В.
Цель Цель игры: определить наиболее важные психологические характеристики ребенка, необходимые для успешного обучения в школе. Форма проведения – деловая игра. Оборудование: 4 стола для игроков, бумага, ручки, мультимедийное оборудование для показа презентации (доска и плакат), сувениры для награждения.
Участники игры Ведущий – психолог прогимназии Учителя будущих первых классов Воспитатели выпускных групп Родители будущих первоклассников Эксперты – администрация прогимназии
Правила игры В игре нет зрителей, все участники. Ведущий задает вопрос. В группах идет обсуждение. Представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу. Эксперты подводят итог высказанным мнениям. Следует строго соблюдать регламент. Нельзя повторять ранее сказанное. Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.
Ход игры 1. Знакомство с участниками игры. Участники игры делятся на четыре группы. В каждой группе родители будущих первоклассников и один педагог. Ведущий представляет себя, администрацию, педагогов. 2. Знакомство с правилами игры. Ведущий знакомит присутствующих с правилами игры. 3. Игра.
Содержание игры Первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?» Участники записывают качества на листах, сдают их экспертам, которые анализируют и обобщают ответы.
Психологическая готовность к школе интеллектуальная мотивационная эмоционально-волевая коммуникативная
Компоненты психологической готовности к школе Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, классификации, обобщения. Мотивационная готовность предполагает желание учиться, принять новую социальную роль школьника.
Компоненты психологической готовности к школе Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие и оценить результат своего волевого усилия. Коммуникативная готовность предполагает умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка к новым условиям.
Разбор ситуаций Ситуация 3. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснения учителя. Вопросы: 1. Что послужило причиной неуспехов в школе? 2. О какой неготовности ребенка идет речь? 3. Что необходимо делать, чтобы исправить ситуацию?
Пословицы Ученье свет, а не ученье тьма. (мотивационная готовность) Красна птица пером, а человек умом. (интеллектуальная готовность) Худой мир лучше доброй драки. (коммуникативная готовность) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (эмоционально-волевая готовность)
Подведение итогов Выступает представитель от каждой группы родителей. Остальные группы, если есть желание, дополняют их ответ. Эксперты оценивают работу команд. Награждают активных участников. Ведущий: «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» Л.А. Венгер
Рефлексия Что нового вы узнали в ходе игры? Чему научились? Что стало неожиданностью? Что запомнилось больше всего?
Памятка родителям будущих первоклассников Приучите ребенка содержать свои вещи в порядке. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Литература Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У- Фактория, Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.