АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ BI СИСТЕМ НА ПРИМЕРАХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛЮСЫ И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ Шолина Ксения BI analyst
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ 1. Общая схема BI решений 2. Проект номер 1. BI решение. Источники. Решенные задачи. Сильные и слабые стороны 3. Проект номер 2. BI решение. Источники. Ожидания. Сильные и слабые стороны 4. Заключение
СХЕМАТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА БИ НА МОИХ ПРОЕКТАХ. Staging DWH OLAP, Data mart. Visualization Data sources Storage Transfer Analisys Interfaces Analysts
ПРОЕКТ НОМЕР 1. РИТЕЙЛ. Реализованное BI решение : OLAP- куб, совмещающий данные трех систем ( порядка 200 мер и 150 измерений ) Визуализатор : Excel, Tableau Источники данных : Первичные отгрузки со всеми параметрами ( клиент, продукт, сотрудники отделов продаж, …) Вторичные отгрузки с детализацией до торговой точки и всех ее параметров Данные аудита полок в магазинах - ответы на опросники о соответствии выкладки товара на полках стандартам компании
РЕШЕНЫЕ ЗАДАЧИ : Отдел маркетинга : Расчет ТОП скю по каналам и регионам продаж Исторический анализ роста категорий, каналов Анализ эффективности различного типа промо акций Анализ средней цены на продукт в точке в зависимости от региона и канала продаж Анализ доступности товара на полке в регионе Поиск эффективных торговых точек Скорость введения новинки Отдел продаж : Контроль и анализ клиентов. История закупок. Top СКЮ сети. Одновременный анализ первичной отгрузки, продаж в рынок и стоков продукции по клиенту. Контроль и анализ эффективности работы команды отдела продаж на всех уровнях от директора до торгового представителя. Актуальный контроль за выполнением KPI, входящих в систему мотивации in-line с командой поддержки бизнеса и клиентами. Все видят одни и те же значения. Отдел поддержки бизнеса : Единый отчет по всем KPI в одном интерфейсе.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА : Надежные источники данных -> высокое качество управленческих решений Два из трех источников работали на одинаковых справочниках ( продукты, клиенты, оргструктура ) -> Не было необходимости проводить дополнительный маппинг BI сервер и самый « тяжелый » из источников находились физически рядом -> позволило ускорить загрузку данных в хранилище Надежные источники данных -> высокое качество управленческих решений Два из трех источников работали на одинаковых справочниках ( продукты, клиенты, оргструктура ) -> Не было необходимости проводить дополнительный маппинг BI сервер и самый « тяжелый » из источников находились физически рядом -> позволило ускорить загрузку данных в хранилище Расчет всех показателей непосредственно в BI - > удорожание изменений -> расхождение данных в разных системах В рамках проекта создано большое количество показателей, потерявших актуальность к концу разработки Отсутствие выделенного отдела аналитики в бизнесе –> долгий период адаптации Сложная логика расчета некоторых показателей -> Сложность контроля. Демотивация сотрудников отделов продаж
ПРОЕКТ 2. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ. Реализуемое BI решение : IBM Cognos BI Источники данных : Информация о визитах медицинских представителей в аптеки и ЛПУ in-market продажи ( отчеты дистрибьюторов, аптечных сетей ) IMS данные о состоянии рынка в целом, включая данные конкурентов И др. всего 9
ОЖИДАНИЯ : Отдел маркетинга : Оценка ROI по конкретным врачам. Совмещение конференций, посещенных врачами, с ростом продаж в регионе / городе / ЛПУ Анализ корреляции между активностями медицинских представителей и продаж в регионах Анализ эффективности разных типов активностей в зависимости от продукта ( диагноза ), региона, сейлз и бренд - менеджмент команды Отдел продаж : Анализ выполнения планов продаж in-line с командой поддержки бизнеса Возможность планировать свои активности исходя из потенциала врача, пенетрации. Выявление TOP списка врачей Отдел поддержки бизнеса : Анализ эффективности работы дистрибьюторов Ускорение расчёта KPI системы мотивации сотрудников отдела продаж Контроль за работой медицинских представителей Расчет бонусных КПИ в одной системе Единый инструмент для проведения аналитики, составления отчетов любого уровня для любого уровня менеджеров компании. Легкий способ донести информацию до адресата.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА : Уже существующие показатели в системах - источниках загружаются в BI предварительно рассчитанными и агрегированными. -> нет противоречий в отчетах бизнес - система. Выделенная команда бизнес - аналитиков -> качественный маппинг данных -> нет необходимости в обучении Уже существуют отчеты на Cognos -> Быстрая адаптация бизнеса Данные in-market приходят с задержкой и перед загрузкой в систему проходят дополнительную ручную обработку -> Позволяет анализировать только исторические данные Рассогласованные справочники ( продукты, клиенты, география ) между всеми системами. -> Требуется сложный маппинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Надо ли внедрять BI решение в своей компании ? Да ! Это бесспорно конкурентное преимущество и отличный инструмент анализа эффективности работы различных бизнес - подразделений компании. При подготовке проекта важно : Опредлить целевые группы пользователей Надежные источники « Не усложнять »
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ