Специальная оценка условий тру Тема: Специальная оценка условий труда 1 ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальная оценка условий труда Нормативная база и основные процедуры Специалист по охране труда и технике безопасности Макиевская Т.Л. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Специальная оценка условий труда. 2 УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РОССИИ, РАЗРАБОТАННЫЕ В РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»
Государственная инспекция труда в г.Санкт-Петербурге "Создание благоприятных условий труда на рабочем месте" (Изменения в законодательстве об охране труда.
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ 1 Федеральные законы 426-ФЗ от ФЗ от «О специальной оценке.
Отличительные особенности специальной оценки условий труда, заменившей аттестацию рабочих мест по условиям труда Инженер 1 категории Пенкин Сергей Николаевич.
Специальная оценка условий труда (Общероссийский Профсоюз образования) 1.
ФЗ 426 от г.. 1. Плановая СОУТ проводится 1 раз в 5 лет 2. Внеплановая СОУТ проводится: - организация новых рабочих мест; -по предписанию государственного.
Специальная оценка условий труда как инструмент совершенствования системы управления охраной труда Первый заместитель Министра труда и социальной защиты.
Специальная оценка условий труда 1. ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО
Изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации в 2014 году Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным.
Новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
О новом Порядке проведения государственной экспертизы условий труда Ионов Юрий Анатольевич, начальник отдела охраны труда и государственной экспертизы.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
Подготовила: Горбунова Мария - специалист, осуществляющий отдельные гос.полномочия по гос.управлению охраной труда.
Об основных направлениях совершенствования законодательства в области охраны труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий.
ПРАВОВЫЕ НОВЕЛЛЫ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. 426-ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» (ВСТУПИЛ В СИЛУ С ЯНВАРЯ 2014 ГОДА) В РЕЗУЛЬТАТЕ.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи органов исполнительной власти по труду субъектов РФ по.
Транксрипт:

Специальная оценка условий тру Тема: Специальная оценка условий труда 1 ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ 2012 г г г. 29 % 30,5 % 31,8 % ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА – 33,4 % НА ТРАНСПОРТЕ – 35,1 % ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ – 46,2 % СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ – 15,0 % (780 тыс. чел.) Дополнительные взносы в ПФ РФ уплачиваются за 5,3 млн человек. 1,9 миллиона человек трудятся на опасных производствах (список 1); 2,8 миллиона человек - на вредных производствах (список 2) г г. 27,5 % 26,2 %

3 ВВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. 10. Статья 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ» С 2013 ГОДА ВВЕДЕНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Списки производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и далее Список 14 %6 %9 % Список 22 %4 %6 % От уплаты страховых взносов может быть освобождено рабочее место, условия труда на котором по итогам специальной оценки условий труда признаны оптимальными или допустимыми От уплаты страховых взносов может быть освобождено рабочее место, условия труда на котором по итогам специальной оценки условий труда признаны оптимальными или допустимыми

аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО г. БЫЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ДВЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА государственная экспертиза условий труда С г.

Специальная оценка условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" 5

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Статья 3. Специальная оценка условий труда 1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 6

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" Приказ Минтруда России 33 н от 24 января 2014 г. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению 7

8 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ гл.2,статьи 8-10) Порядок проведения специальной оценки условий труда включает подготовительный, непосредственный и заключительный этапы. Подготовительный этап включает: внесение в план мероприятий по улучшению условий и охране труда проведение специальной оценки условий труда; выбор организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее организации) из реестра аккредитованных организаций; согласование цены на выполняемые работы и исполнителей организации заключение гражданско-правового договора (с гарантиями качества!!!); оформление заявки на потребные финансовые средства в финансовые органы; издание приказа о проведении специальной оценки и создании комиссии; утверждение графика проведения специальной оценки. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Непосредственный этап имеет целью классификацию условий труда, установление гарантий и компенсаций. Заключительный этап включает оформление результатов специальной оценки условий труда и ознакомление с ними работников.

9 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ гл.2,статьи 8-10) Работодатель (председатель комиссии), его представители, включая специалиста по охране труда Представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) Эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда Представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по договору гражданско- правового характера для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда Комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным

10 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10) Классификация условий труда по классам (ст.14): (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные) Оформление результатов специальной оценки условий труда (ст.15) Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11) Исследования и измерения фактических значений указанных факторов (ст.12)

11 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места, сотрудников, чьи профессии предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года, или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или на которых по результатам ранее проведенных аттестации были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Все остальные рабочие места Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда Дополнительные тарифы страховых взносов в ПРФ Иные гарантии и компенсации ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Идентификация (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах Идентификация проводится в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест 12

13 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда Учитывает все возможные факторы производственной среды и трудового процесса…, результатов ранее проводившихся измерений и исследований факторов производственной среды и трудового процесса, случаи производственного травматизма или установления профессионального заболевания, предложения работников по идентификации потенциально вредных (опасных) производственных факторов.

В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. 14 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ

15 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (426-ФЗ, ст. 11) Оформляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Приказ Минтруда России 80 н от 7 февраля 2014 г.) Декларация соответствия условий труда Ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет Срок действия считается продленным на следующие 5 лет в случае отсутствия за период действия декларации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация

Порядок проведения СОУТ КЛАССИФИКАТОР ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Физические факторы 2. Химический фактор 3. Биологический фактор 4. Тяжесть трудового процесса 5. Напряженность трудового процесса 5.1 Длительность сосредоточенного наблюдения 5.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени 5.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения 5.4 Нагрузка на слуховой анализатор 5.5 Активное наблюдение за ходом производственного процесса 5.6 Работа с оптическими приборами 5.7 Нагрузка на голосовой аппарат

17 КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ, ст. 14) Оптимальные условия труда (1 класс) условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности Допустимые условия труда (2 класс) условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены Вредные условия труда (3 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности

18 Использование результатов специальной оценки условий труда разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

19 Использование результатов специальной оценки условий труда организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (в том числе сохранения работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных условиях труда);Трудовым кодексом установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте(! чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации);

20 Использование результатов специальной оценки условий труда расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

21 Использование результатов специальной оценки условий труда рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; трудовым законодательством оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ФЗ, ст.9, п. 2.1 В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: 421-ФЗ, ст.9, п. 2.1 В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный 48% Вредный 3.47% 3.36% 3.24% 3.12% Допустимый 20% Оптимальный 10%

23 ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ гл. 3, ст.19) ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРТЫ Аккредитация Сертификация Федеральная служба по аккредитации РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРОВОДЯЩИМ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА 24

25 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ, ст. 24) по запросам работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений за счет средств заявителя по представлению Роструда или его территориальных органов в связи с проводимыми мероприятиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона за счет средств федерального бюджета Экспертиза качества специальной оценки условий труда заменит существующую процедуру государственной экспертизы условий труда

Порядок проведения СОУТ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА С 1 января 2014 года Гарантии и компенсации Класс условий труда по результатам СОУТ Сокращенная продолжительность рабочей недели (ст. 92 ТК РФ) --- не более 36 час Дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) -- не менее 7 дней Повышенный размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ) -не менее 4% 26

Порядок проведения СОУТ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА Гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда могут устанавливаться: соглашениями в рамках социального партнерства (генеральное, территориальное, отраслевое); коллективным договором; трудовым договором; ТК РФ, ст. 219: Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением госэкспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Правильность предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в рамках госэкспертизы условий труда. 27

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА ТК РФ, ст. 92: Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, УТ на РМ которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами. 28

Порядок проведения СОУТ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА ТК РФ, ст. 94 Продолжительность ежедневной работы (смены) Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов. Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов. 29

Порядок проведения СОУТ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА ТК РФ, ст. 117 Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, УТ на РМ которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ. На основании отраслевого соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. 30

Порядок проведения СОУТ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА ТК РФ, ст. 147 Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. 31

Важно! Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона о спецоценке, действительны до окончания их срока действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года ! (они применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ, а также для установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда) Пункт 3, статья 15 Федерального закона 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда» (они применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ, а также для установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда) Пункт 3, статья 15 Федерального закона 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда» 32

Важно! Результаты аттестации рабочих мест действительны в течение 5 лет после ее проведения. Например, если аттестация была проведена в марте 2013 г., действие ее результатов истекает в марте 2018 года 2. Результаты аттестации рабочих мест действительны в течение 5 лет после ее проведения. Например, если аттестация была проведена в марте 2013 г., действие ее результатов истекает в марте 2018 года ! 3. Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены (!), а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. (Пункт 3, статья 15 Федерального закона 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда») 3. Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены (!), а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. (Пункт 3, статья 15 Федерального закона 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда») 33

Важно! В случаях, когда организация никогда не проводила аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно проводить поэтапно, но завершить ее надо не позднее чем 31 декабря 2018 года. (Пункт 6, статья 27 Федерального закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда) 4. В случаях, когда организация никогда не проводила аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно проводить поэтапно, но завершить ее надо не позднее чем 31 декабря 2018 года. (Пункт 6, статья 27 Федерального закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда) ! Административного штрафа со стороны представителей госинспекции труда за непроведение спецоценки не последует В случае наличия: - приказа о проведении спецоценки и создании комиссии, в состав которой в обязательном порядке должен войти представитель профсоюзной организации (уполномоченный по охране труда); - утвержденного графика проведения данной процедуры; - утвержденного комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводится спецоценка. Административного штрафа со стороны представителей госинспекции труда за непроведение спецоценки не последует В случае наличия: - приказа о проведении спецоценки и создании комиссии, в состав которой в обязательном порядке должен войти представитель профсоюзной организации (уполномоченный по охране труда); - утвержденного графика проведения данной процедуры; - утвержденного комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводится спецоценка. 34

Специальная оценка условий труда. Общие положения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ КоАП РФ, статья (вступает в силу с 1 января 2014 года) п. 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5,0 до 10,0 тыс. рублей; на юридических лиц - от 60,0 до 80,0 тыс. рублей 35

Порядок проведения СОУТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Работодатель организует ознакомление работников с результатами СОУТ на их РМ под роспись в срок не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. (В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске, или в командировке). Работодатель размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах СОУТ в части установленных классов (подклассов) условий труда на РМ и рекомендованных мероприятиях по улучшению УТ в срок не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. 36

37 ГОСУДАРСТЕННЫЙ НАДЗОР И ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ 426-ФЗ (ст. 25) РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РОСТРУД Нет нарушений Нарушения имеются Штраф, дисквалификация эксперта и (или) приостановление деятельности аккредитованной организации Информация в Росаккредитацию и Минтруд России ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ 426-ФЗ профсоюзная организация: включает своего представителя в состав комиссии; представляет мотивированные предложения о проведении внеплановой СОУТ; на основании заявления профсоюзов по представлениям территориальных органов Роструда осуществляется экспертиза качества СОУТ; обжалует результаты проведения СОУТ в судебном порядке. ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ: профсоюзный контроль осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством РФ о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности. 38

Организации, проводящие СОУТ, и их эксперты Спасибо за внимание! Здоровых и безопасных условий труда!