Экономическое воспитание дошкольников посредством сказочных произведений. Опыт работы воспитателя: И. Н. Калининой.
На социально - педагогическом уровне : социальный заказ общества. На научно - теоретическом уровне : отношение ребенка к материальным и духовным ценностям. На научно - методическом уровне : недостаточная научно - методическая разработанность процесса экономического воспитания.
Задачи : Формировать экономическое сознание детей посредством сказки ; Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям ; Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями ( деньги, товар, бюджет, потребности, труд ); Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра ) ; Раскрыть сущность понятия « семейный бюджет » ( заработная плата, стипендия, пенсия ); Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий « труд - продукт - деньги »; Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях.
Сказочные персонажи. Виды деятельности. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением. Создание проблемных экономических ситуаций и обыгрывание их. Развивающая среда.
Буратино, Шарик « День рождения Шарика » – категория « Деньги » Купец (« Аленький цветочек »), Мужик и медведь, – категория « Товар » Колобок – категория « Потребности » Кот в сапогах – категория « Реклама »
игровая деятельность, как средство экономического воспитания театрализованная продуктивная проектная
Принципы построения проекта : Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста. Доступность предлагаемого материала. Системность и постепенность его усвоения. Преемственность - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует « зону ближайшего развития ». Наглядность - использование наглядно - дидактического материала, информационно - коммуникативных технологий. Коллективное взаимодействие. Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена
- сказки, раскрывающие потребности ( в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении ) и возможности их удовлетворения ; - сказки, отражающие труд людей ; - сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства ; - сказки, знакомящие с понятиями « деньги », « доходы », « расходы » - сказки, помогающие понять значение таких « экономических » качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность и др.
Ситуация « Богатство Буратино » - деньги. Ситуация « Вытянули репку » – труд. Ситуация « Выгодное ли предложение ?» – реклама. Ситуация « Купец на базаре » - товар и др.
Экономические термины. Фланелеграф со сказочными персонажами. Книжная полка. Разные виды театра. Атрибутика. Дидактические игры.
Направления совместной деятельности с родителями : Информирование родителей через встречи в семейном клубе « У очага », за круглым столом, за чашкой чая. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и атрибутики к сказкам.
низкий
продолжать работу по экономическому воспитанию дошкольников ; выработать основные направления взаимодействия с родителями по данной теме ; привлекать детей к самостоятельному сочинению сказок с экономическим содержанием.