1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в §10 2. Прочитать §11 и ответить на вопросы перед ним
2 Тема модуля (раздела) 3. Тема урока История России 7 класс Урок 41
3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях Учить выявлять признаки феодализма и признаки капитализма в России 17 века и делать выводы. Сравнить развитие России и стран Запада в 17 веке. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. Учить выделять мотивы поступков людей разных сословий России 17 века. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Учить давать собственную оценку поступков людей.
4 Обязательный минимум 1. Ликвидация последствий Смуты 2. Развитие торговых связей 3. Первые Романовы 4. Михаил Фёдорович 5. Ярмарка 6. Мануфактура 7. Всероссийский рынок.
5 Введение в тему Работа с стр.111 Назови тему урока и хронологические рамки Как ты понимаешь, о чём пойдёт речь на уроке?
6 Тема: Восстановление после Смуты
7 Создание проблемной ситуации Стр. 119 Прочти документы. Ответь на вопросы к ним. Найди противоречие? Какой возникает вопрос? Судя по первому источнику, ремесленное производство не отставало от западного, так как «люди очень способные к ремёслам», «золотых дел мастера... не уступают в этом нисколько немцам». … Судя по второму документу ремесленное производство отстаёт от западного, так как « в более сложных же и требующих знания и опытности в делах... более полагаются на знание и опытность французов и немцев».
8 Тема: Восстановление после Смуты Проблема. Россия 17 века в своём развитии отставала от Западной Европы или нет? Надо узнать 1. Последствия Смуты. 2. Развитие сельского хозяйства в 17 веке в России. Изменения в этой сфере. 3. Развитие торговли и ремёсел в России 17 века. Изменения в этой сфере. 4. Слои российского общества.
9 Что такое аграрное общество, каковы признаки его разрушения, капиталистические и феодальные отношения. - Актуализация знаний
10 Открытие нового знания Текст, стр Как будет развита экономика страны после Смуты В деревне разорение и опустошение. Москва почти вся сгорела, ближайшие области разорены. Страна переживала экономический кризис.
11 Открытие нового знания Кто находился на российском престоле в это время? Как он получил престол? Михаил Фёдорович Романов был избран царём на Земском соборе.
12 Открытие нового знания Рисунки стр. 111 Почему рядом с портретом царя Михаила находится портрет патриарха Филарета? Филарет был отцом Михаила Романова и фактически правил государством в данный период.
Промышленность в 17 в. Хозяйство страны во время Смуты было разорено. Запашка сократилась в 30 раз. Многие деревни обезлюдели. Люди бежали на север, а оставшиеся крестьяне не имели ни скота, ни орудий труда, ни денег. Численность таких крестьян составляла в разных районах от 40 до 70 %. Обнищание крестьян приводило к разорению поместий, обнищанию служилых людей. Часть из них становилась холопами у бояр. Это подрывало устои власти. Открытие нового знания
14 Открытие нового знания Страна разорена, казна пуста. Представьте, что вы оказались на месте советника молодого царя, чтобы вы посоветовали ему для вывода страны из кризиса?
15 Открытие нового знания Стр , п. 1, абзац 2-3 Что было предпринято властью в действительности? Были повышены налоги, введён сбор пятой деньги. Те, кто был недоволен повышением налогов, уходили на окраины страны.
16 Открытие нового знания Просмотри слайды. Каковы были последствия политики по восстановлению экономики страны? Сравни развитие экономики России и Западной Европы в 17 веке. (Что наблюдается: признаки аграрного общества или признаки его разрушения)
Пахота. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Открытие нового знания Михаил Федорович стремился закрепить землю за дворянами. Он подтвердил права на земельные участки розданные дворянам в период Смуты и раздал много новых земель. В 20-е гг. 17 в. началось освоение Приуралье и в Сибири, где внедрялось трехполье. Дворяне стремились закрепить за собой крестьян. По их просьбе Михаил Федорович увеличил к 1641 г. срок сыска беглых крестьян до 15 лет.
К.Лебедев. Своз крестьян. Открытие нового знания Новым явлением в экономике стала специализация районов. Поволжье поставляло хлеб, кожу, сало. На Западе производили лен и коноплю. В Сибири - меха, в районах Верхнего Поволжья - холсты. Специализация районов способствовала развитию торговли. Ей занимались не только купцы, но и монастыри, дворяне, бояре. Крупным торговцем выступал царский двор. Продукция дворцовых угодий активно продавалась на ярмарках.
Ремесленные изделия мастеров 17 в. Открытие нового знания Развитие ремесла долгие годы тормозилось натуральным хозяйством. Ремесленник работал в основном на заказ. В 17 в. началось мелкотоварное производство. Мастерские укрупнялись, в них появлялись ученики, помощники и подмастерья. Многие районы начали специализироваться на выпуске какой-либо одной продукции. В то же время сохранялась практика производства товаров на заказ. Центром ремесла был район вокруг Москвы. Здесь начал использоваться наемный труд.
А.М.Васнецов. Московский Пушечный двор в 17 веке. Открытие нового знания С 30-х годов 17 в. в стране возникают мануфактуры, основанные на разделении труда с использованием ручной техники. Первые мануфактуры были связаны с государством и производили оружие (Пушечный двор, Оружейная палата). Мануфактурами были Хамовный и Бархатный дворы, Тульские и Каширские металлоплавильные заводы. Здесь использовали подневольный и вольнонаёмный труд. Первые промышленники формировались из купеческих фамилий - Шорины, Строгановы, Демидовы, Филатьевы, Светешниковы и др.
Лавка сапожника и московские деньги. Гравюра 17 в. Открытие нового знания Главной особенностью развития торговли стало начало формирования всероссийского рынка (усиление хозяйственных связей и обмена товарами между районами страны на основе их специализации). В стране появляются рынки, торжки, ярмарки – Архангельская, Ирбитская, Макарьевская. Здесь торговля шла крупными оптовыми партиями. Широко развивалась торговля в разнос. В торговле также стала складываться специализация, например в Черноземье и в Поволжье возникли центры продажи зерна.
Купец, считающий деньги. Миниатюра 17 в. Открытие нового знания Внешняя торговля шла через Архангельск, и Астрахань. В середине 17 века защищая интересы русских купцов правительство выслало из страны английских торговцев. В 1653 году был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины внутри страны. Новоторговый устав 1667 года разрешал иностранцам торговать лишь в пограничных городах и устанавливал на их товары высокие пошлины. Это тормозило развитие экономики в целом, так как Россия отставала в промышленном производстве.
Макет Свияжска. Реконструкция. Открытие нового знания Развитие торговли, ремесел, промышленности привело к росту городов. Новые города возникали в качестве укрепленных центров на границах, или на вновь присоединенных территориях. В середине 17 веке создается Белгородская защитная черта, а чуть позднее Симбирская и Заволжская. В Сибири возводятся крепости острожки. К концу 17 века в России насчитывается 250 городов (не считая Сибирь и Украину.)
24 Открытие нового знания Каковы были последствия данной политики в с/х? В с/х В с/х России преобладали феодальные порядки. Использовались устаревшие орудия труда (соха) и технологии (трёхполье), существовало натуральное хозяйство. Стал появляться интерес к торговле. В Западной Европе в с/х также сохраняются феодальные повинности, но возникают признаки капитализма: фермерские хозяйства, а также новая техника ветряная мельница, водяное колесо.
25 Открытие нового знания Каковы были последствия данной политики в городе? Многие города постепенно начали отстраиваться. В городах В городах преобладало ремесленное производство, но постепенно появляются капиталистические черты: 1. Возникало товарное хозяйство, создавались ярмарки. 2. Стали появляться мануфактуры: государственные и частные. 3. Для работы на мануфактурах частично стали использовать вольнонаёмный труд. 4. Начали применяться новые орудия труда: доменные печи, водяное колесо. 5. Складывается специализация районов. 6. Образуется всероссийский рынок, развивается внешняя торговля с Западом и Востоком. Подобные процессы происходили и в Западной Европе, но более быстрыми темпами.
26 Открытие нового знания Сделай вывод о развитии экономики стран Запада и России в 17 веке. В экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, так как там более проявились признаки разрушения аграрного общества.
27 Открытие нового знания Изменения в какой сфере общества мы рассмотрели? Экономика
28 Открытие нового знания Стр. 112, текст Каковы последствия в политической сфере? С помощью конкретных фактов докажите, что правление Михаила Фёдоровича Романова осуществлялось в форме сословно- представительной монархии Для решения наиболее важных вопросов (повысить налоги, вступить в войну) король созывал Земский собор (сословно-представительный орган власти)
29 Открытие нового знания Каковы последствия в общественной сфере сфере? Назовите основные слои российского общества 17 века. Появились ли признаки разрушения аграрного общества? Нет. Сохранился сословный строй.
30 Открытие нового знания Т., стр О каком процессе рассказывается в таблице? Это разрушение аграрного общества или признак аграрного общества? Развитие крепостного права. Это аграрное общество. В Европе в 17 веке крепостнические отношения во многих странах были уничтожены.
31 Открытие нового знания Сделай вывод о развитии России и Запада в социальном устройстве общества. Россия значительно отстала от стран Запада в общественном устройстве, так как в России в 17 веке закреплялось крепостное право, а в Европе оно было уничтожено.
32 Тема: Восстановление после Смуты Проблема. Россия 17 века в своём развитии отставала от Западной Европы или нет? Ответь на проблемный вопрос. Россия оставалась аграрной страной, хотя и стали появляться в экономике признаки капитализма. Поэтому Россия отставала от стран Запада, в которых признаки разрушения аграрного общества проявились более чем в России.