Налоговая система является одним из главных элементов экономической системы государства в рыночной экономике. Она представляет собой главный инструмент воздействия государства на развитие народного хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам. обязательность – введение норм уплаты налогов и др. обязательных платежей стабильность социальная справедливость единый подход стимулирование предпринимательской активности равнозначность и пропорциональность экономическая обоснованность
ПРАВИЛА ВЗЫМАНИЯ НАЛОГОВ НА УКРАИНЕ ПРАВИЛО 1 ПРАВИЛО 2 ПРАВИЛО 3 ПРАВИЛО 4 налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимуму порядок взимания налогов должен предусматривать минимум вмешательства исключение двойного налогообложения обсуждение проектов, законов о налогообложении должно носить гласный, открытый характер
Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки: ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ 2 вид платежа, регулируемый актом компетентного органа государственной власти сумма, изымаемая с помощью налогового механизма, вносится в бюджет нецелевой характер налогового платежа односторонний характер налогового платежа безусловный характер налога обязательный характер налога
Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины. в зависимости от канала поступления в зависимости от канала поступления по отношению к бюджетному устройству государства по отношению к бюджетному устройству государства в зависимости от характера ставок налогов в зависимости от характера ставок налогов по отношению к системе ценообразования по отношению к системе ценообразования в зависимости от объекта обложения в зависимости от объекта обложения по отношению к субъекту налогообложения по отношению к субъекту налогообложения в зависимости от СИСТЕМАТИЗАЦИЯ характера использованияНАЛОГОВОЙСИСТЕМЫУКРАИНЫ
В Украине к ним относятся: субъект налогообложения (плательщик) налоговая ставка единица налогообложения налоговые льготы объект налогообложения источник налога Содержание каждого вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога – это определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.
РЕГУЛИРУЮЩАЯ Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления ФИСКАЛЬНАЯ важнейшая функция налогов. Ее основное назначение – наполнение доходной части бюджета СТИМУЛИРУЮЩАЯ создает ориентиры для развития или свертывания производства и другой деятельности РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ представляет своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства Исходя из Закона Украины О системе налогообложения, налоги выполняют следующие функции (они являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках): Указанное разграничение функций налоговой системы, как правило, носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
отмена неэффективных налогов смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов и ресурсных платежей уменьшение размеров ставок отдельных видов налогов изменения в структуре косвенных налогов ввод налога на недвижимое имущество Основными направлениями реформации системы налогообложения в проекте Концепции определено: Концепция предусматривает поэтапное снижение ставок налога на прибыль предприятий (до 22% в 2010 г. и к 20%-ю 2012 г.), налога на добавленную стоимость до 18%
Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период. Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д. В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы.
общегосударственные – налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие на всей территории страны; местные – налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории по отношению к бюджетному устройству государства (или – в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение налогом): ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ В В зависимости от канала поступления ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕСТНЫЕ СМЕШАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
по отношению к системе ценообразования налоги, включаемые в себестоимость продукции налоги, финансируемые за счет прибыли налоги, финансируемые потребителем ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В зависимости от характера ставок налогов: пропорциональные налоги прогрессивные налоги регрессивные налоги характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода при этих налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании самого дохода ПРИЛОЖЕНИЕ 4
налоги с юридических лиц налоги с физических лиц смешанные – налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения и юридических и физических лиц По отношению к субъекту налогообложения ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРЯМЫЕКОСВЕННЫЕ В зависимости от объекта обложения ПРИЛОЖЕНИЕ 6
СПЕЦИАЛЬ НЫЕ ОБЩИЕ В зависимости от характера использования налоги, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги) (или целевые) – налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов ПРИЛОЖЕНИЕ 7