ЭКСПЕРТИЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ Н.Г. ОСАДЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РО ИПК и ПРО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ОСОБЫЙ ПЛАСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ДИНАМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ) И СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (В.Г. ГУЛЬЧЕВСКАЯ)
ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ВЛАДЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМ И ТЕХНОЛОГИИ ДОМИНИРУ ЮЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИ ЧЕСКИЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙ СТВИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» ТИП УПРАВЛЕНИЯ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОСЛЕДОВА ТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПР И К А З Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений П Р И К А З Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) 30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. 31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Совокупность форм, методов и приемов, применяемых в процессе обучения Техника реализации учебного процесса Модель совместной педагогической деятельности Системная совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей
СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Последовательная ориентация на четко определенный цели. Четкая этапность и последовательность педагогических действий. Воспроизводимость педагогических процедур. Полная управляемость педагогическим процессом. Инвариантность основных этапов и процедур образовательного процесса. Точное описание условий обучения. Четкие критерии измерения и оценки результатов. Оперативная гибкая связь. Коррекция педагогического процесса. Гарантированность результата.
УРОВНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ (задание целевой направленности,подходов,концептуальных основ)ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ(определение закономерностей протекания процессов)ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ(инструментальные действия) действия)
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОТБОРА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ На основе парадигмального подхода формирующие развивающие личностно ориентированные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ И УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОБЛЕМНО- МОДУЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНО- ДИАЛОГОВЫЕ ИГРОВЫЕ «МОЗГОВАЯ АТАКА» РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Деятельностные Здоровьесберегающи е Личностно- ориентированные
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ФГОСа нового поколения Технологии, основанные на уровневой дифференциации дифференциациисозданииучебныхситуацийреализациипроектнойдеятельности + ИКТ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И РОЛИ УЧИТЕЛЯ. СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТОВ С ПРОЦЕСА ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ (активная самостоятельная познавательная деятельность, овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познание своих индивидуальных особенностей). ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ В ДОМИНИРОВАНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (от освоения ЗУН к овладению способами деятельности)
УРОК В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯУЧЕБНОЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕФОРМЫОБЩЕНИЯ(ДИАЛОГ,ПОЛИЛОГ) РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТМОСФЕРАПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ АКТИВНАЯСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУЧАЩИХСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК» «УЧЕНИК – УЧЕНИК»
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Соответствие образовательных результатов требованиям ФГОС Соответствие образовательных результатов интересам личности и потребностям общества Соответствие образовательных результатов требованиям ОУ и учителя Количество и уровень реализуемых целей посредством применяемой технологии в сравнении с другими Экологичность (достижение результата без ущерба для здоровья) Экономичность (достижение минимально возможных затрат относительно ценности образовательных результатов) Степень реализации человеко образующих функций образования (гуманитарной, культурой созидательной, социализации, индивидуализации личности)
ПИСЬМЕННОЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ИСПЫТАНИЕ ВАРИАНТЫ ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА подготовка конспекта урока (занятия) по предмету решение педагогических ситуаций
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти). Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 – 2 часа. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала). Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.