Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся c ОВЗ на логопедических занятиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Advertisements

Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Государственная бюджетная образовательное учреждение Краснодарского края ККИДППО. Проектная работа в рамках курсов повышения квалификации ГБС(К)ОУ VIII.
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Учитель – логопед коррекция звукопроизношения ; формирование навыков звукового анализа и синтеза, а затем и послогового чтения ; развитие связной речи.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
При использовании народного творчества в НОД мы должны учитывать, что данная проблема должна пройти через все направления развития дошкольников: - Физическое.
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников Учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.
Формирование социально-активной личности дошкольника в театрализованной игре Старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида.
«Калейдоскоп сказок» цикл интегрированных занятий в младшей разновозрастной группе: музыка, рисование, развитие речи.
Воспитывающая функция урока Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Презентацию подготовила педагог-психолог МС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида Щулькина светлана Николаевна.
Транксрипт:

Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся c ОВЗ на логопедических занятиях

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от детей правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции регулируют восприятие, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность. Главная цель учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях: адаптация и социализация аномальных детей, подготовка ребёнка к межличностному общению, подготовка личности с нарушениями интеллектуальной сферы к субъект - субъектному взаимодействию.

Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом На исключительное значение формирования эмоций и воли как центрального фактора психического развития и адаптации детей в социуме указывали отечественные и зарубежные ученые А. Валлон, Л.С. Выготский, У. Джеймс, А.В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Н.А. Циркун, Е.Д. Худенко и др.

Единое коррекционно – образовательное пространство Ребенок психолог ВоспитателиФиз.рук УчителяМед.работник ЛогопедРодители

Развитие речи: Формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

Результаты обследования эмоционального состояния учащихся 3 класса В диаграмме представлены полученные результаты обследования психологом эмоционального состояния учащихся. В диаграмме представлены полученные результаты обследования психологом эмоционального состояния учащихся. Обследование эмоционального состояния младших школьников осуществлялось на основе цветового теста Люшера. Обследование эмоционального состояния младших школьников осуществлялось на основе цветового теста Люшера. Оценка результата проводится по бальной системе: Оценка результата проводится по бальной системе: 4 б- Благоприятное эмоциональное состояние; 4 б- Благоприятное эмоциональное состояние; 3 б – Удовлетворительное эмоциональное состояние; 3 б – Удовлетворительное эмоциональное состояние; 2 б – Неудовлетворительное эмоциональное состояние; 2 б – Неудовлетворительное эмоциональное состояние; 1 б – Кризисное эмоциональное состояние. 1 б – Кризисное эмоциональное состояние.

Результаты логопедического обследования учащихся 3 класса У всех учащихся 3 класса логопедическое заключение: СНР средней степени. Дизартрия. Результаты диагностики показывают, что дети с системным недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у младших школьников с СНР.

Особенности просодической стороны речи учащихся 3 класса Темп: замедленный Темп: замедленный Ритм: аритмия Ритм: аритмия Употребление основных видов интонации (повествовательный, вопросительный, побудительный): интонации слабо дифференцированы. Употребление основных видов интонации (повествовательный, вопросительный, побудительный): интонации слабо дифференцированы.

Так как с речевой деятельностью тесно связаны эмоционально-волевые процессы, то при СНР выявляются: СНР Нарушение внимания Нарушения произвольных видов деятельности Нарушения регуляции деятельности Нарушения функции планирования и самоконтроля речевой деятельности Затруднено понимание и использование паралингвистических средств общения Страдает эмотивная лексика Нарушения поведения

Обследование речи учащихся в разных видах деятельности Цель: выявление индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и его поведения Ребенок Наблюдения в игре Наблюдения в учебе Наблюдение в общении

Результаты наблюдений в различных видах деятельности У детей данной группы отмечаются: низкая познавательная активность; низкая познавательная активность; пассивность в любом виде деятельности; пассивность в любом виде деятельности; упрямство; упрямство; чувство повышенной тревожности; чувство повышенной тревожности; неадекватные эмоциональные реакции; неадекватные эмоциональные реакции; примитивность эмоций; примитивность эмоций; сниженный интерес к предметам и явлениям; сниженный интерес к предметам и явлениям; повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, недоброжелательности к окружающим; повышенный уровень агрессивности, проявление враждебности, недоброжелательности к окружающим; двигательная расторможенность; двигательная расторможенность; сниженный уровень самоконтроля. сниженный уровень самоконтроля.

Направления коррекционно – логопедической работы развитие сенсорных и моторных функций; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др). развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др). Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Задачи коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей на логопедических занятиях формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками через развитие диалогической речи; формирование коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками через развитие диалогической речи; формирование эмотивной лексики; формирование эмотивной лексики; развитие экспрессивной функции речи; развитие экспрессивной функции речи; формирование адекватной оценки своего речевого дефекта. формирование адекватной оценки своего речевого дефекта.

Коррекция эмоционально- волевой сферы через: Коррекция эмоционально- волевой сферы через: 1. Создание благоприятных условий обучения: доброжелательные отношения, доброжелательные отношения, соблюдение охранительного режима, соблюдение охранительного режима, положительный психологический климат. положительный психологический климат. 2. Формирование положительной мотивации к учению: Посильные задания. Посильные задания. Создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха. Поощрения, похвала. Поощрения, похвала.

3.. Формирование волевых качеств обучающихся: Усидчивость. Усидчивость. Самоконтроль. Самоконтроль. Целенаправленность. Целенаправленность. Заинтересованность в успехе. Заинтересованность в успехе. Эмоциональная адекватность действий. Эмоциональная адекватность действий. 4. Формирование эмоциональных качеств у детей: Дифференцирование эмоциональных состояний (личных и других людей), выраженных интонационной стороной речи и мимикой. Дифференцирование эмоциональных состояний (личных и других людей), выраженных интонационной стороной речи и мимикой. Мотивация на учебное взаимодействие с педагогом. Мотивация на учебное взаимодействие с педагогом.

Результаты работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью 1. «Мишка косолапый» «Мишка косолапый»«Мишка косолапый» 2.«Сорока – белобока» «Сорока – белобока»«Сорока – белобока» 3. Слоговой синтез. Слоговой синтез.Слоговой синтез. 4. Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек» Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Программа по формированию понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми под влиянием интонационных установок.

1 этап: первоначальное знакомство с эмоциональным состоянием человека и акустическими характеристиками речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей приводят к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния, отмечается бедность лицевой экспрессии в выражении эмоций, поэтому на первом этапе предлагается проводить тренировочные задания и упражнения по активизации мышц лица в контексте данного эмоционального состояния, проводим знакомство с акустическими характеристиками речи. Например: "Мимическая гимнастика", "Анализ доступных литературных произведений", "Дневник настроения" и др. "Мимическая гимнастика", "Мимическая гимнастика",

2 этап: соотношение акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека. Развивая способности соотнесения акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека, выражающимися в лицевой экспрессии, мы развиваем более высокое понимание невербальных знаковых систем о человеке в межличностном общении. На данном этапе используем следующие упражнения: "Угадай настроение", "Покажи мимикой настроение", "Маски", "Определи голос" и др.

3 этап: произвольное выражение эмоциональных состояний через акустические характеристики речи. Произвольное выражение эмоциональных состояний создает эффект расхождения волн от брошенного в воду камня. В этом случае активизируются процессы внутреннего сопереживания, т.е. внешнее проявление структурной выразительности эмоционального состояния оптимизируют психологические механизмы внутреннего переживания данного эмоционального состояния. Данный этап предполагает тренинг произвольного выражения эмоциональных состояний через вокальную и лицевую мимику: "Интонационно- ролевая гимнастика", "Тренировка вокальной мимики", "Зеркало", "Оживи героя" и др. "Интонационно- ролевая "Интонационно- ролевая

4 этап: целенаправленное использование вербального и невербального репертуара в межличностном общении. Упражнения и задания четвертого этапа дают возможность для самостоятельного, осознанного и целенаправленного использования вербального и невербального репертуара в различных ситуациях. Предполагаем следующие упражнения: "Оживи картинку", "Воздействие без слов», «Расскажи, что ты чувствуешь» и др.

Результаты работы При применении коррекционных форм работы по развитию эмоционально-волевой сферы отмечается следующая положительная динамика: дети научились соотносить эмоциональное состояние с акустическими характеристиками речи; дети научились соотносить эмоциональное состояние с акустическими характеристиками речи; научились передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики; научились передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики; научились произвольно выражать эмоциональное состояние через вокальную и лицевую мимику; научились произвольно выражать эмоциональное состояние через вокальную и лицевую мимику; развивается диалогическая речь; развивается диалогическая речь; формируется эмотивная лексика. формируется эмотивная лексика.

У детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. У детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким какой он есть. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким какой он есть.

Данная обучающая коррекционно- развивающая программа дает возможности для более высоких уровней адаптации и социализации детей, имеющих проблемы в развитии. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия воспитанию человека.

Спасибо за внимание!