Групповая сплоченность и конформное поведение 10 класс профиль
План 1. Межличностная совместимость. 2. Групповая сплоченность. 3. Конформность.
1. Межличностная совместимость Как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»? Считаете ли вы, что она играет важную роль в жизни общества людей? Свой ответ аргументируйте. - Как вы считаете, что может повлиять на уровень совместимости группы? Свой ответ аргументируйте.
Факторы, влияющие на уровень совместимости: тип личности; ценностные установки; социальные установки; интересы; мотивы; потребности; характер; темперамент; темп и ритм психофизиологических реакций.
Факторы, приводящие к несовместимости в группе: различия в ценностных ориентациях; неприятие друг друга; несинхронность умственных и двигательных реакций; значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности. - Как вы думаете, возможна ли абсолютная степень совместимости в группе? Ответ аргументируйте. - Хотели бы вы достигнуть такого уровня? Почему?
Подходы к изучению групповой сплоченности Первый подход Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они рассматривают: 1) уровень взаимной симпатии; 2) степень привлекательности членов группы; 3) степень удовлетворения потребностей, т. е. мотивационная сплоченность Второй подход: сплоченность рассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентации и взглядов
Положительные результаты групповой сплоченности: повышается самооценка; снижается тревожность; появляется состояние личной защищенности. Представьте, что вы получили задание исследовать факторы, которые способствуют развитию сплоченности в группе. Разбей тест на несколько групп и обсудите программу сплочения коллектива.
Факторы, способствующие развитию сплоченности группы: осуществляемая деятельность; история успеха в совместной деятельности; личностные характеристики членов группы; система стимулов, существующая в группе; социальные нормы, ценностные ориентации, традиции и ритуалы. - Предположим, такая сплоченная группа создана. А какими чертами она обладает? Опишите ее.
Конформность - изменение в поведении и установках людей направленное на содействие действиям и поведению других.Конформность - изменение в поведении и установках людей направленное на содействие действиям и поведению других.
Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека, т. е. уступчивость. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием че ловека с мнением группы, ее требованиями
Мы познакомились и проанализировали явление конформизма и нонконформизма. Как вы считаете, следует или не следует подчиняться мнению группы, давлению группы? Свой выбор обоснуйте.
Степень конформности бывает разной. Она связана: с новизной группы; социальным статусом и привязанностью к группе; личностными характеристиками (интеллект, тревожность, внушаемость и др.); культурой, представителем которой является человек; степенью сплоченности группы. Представьте себе, что вы попали на собрание группы, где необ ходимо определиться, в какой роли вы будете выступать: 1) конформист, т. е соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) нонконформист, т. е. оказывать сопротивление давлению груп пы, думать и действовать вопреки ей; 3) самоопределяющаяся личность - избирательно реагировать на воздействие группы, соглашаясь с ее мнением или не при нимать его - в зависимости от конкретной ситуации
1. Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса. 2. В один из зимних вечеров исследователи попросили помощников в течение 60 с смотреть вверх, в ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности. 3. Герой фильма Э. Рязанова «Гараж», объясняя те или иные свои действия, все время повторял, что он «из большинства». Дайте ему характеристику. 4. Известно, что настоящий коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.