Стандарт управления репутационным риском: общий подход Седин Андрей Иванович ОАО «СМП Банк»
ПОЧЕМУ РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК?
4 кризиса: 1995, 1998, 2004 и 2008 г. Кризис 2004 г. – репутационный кризис 2008 г. – много случаев негативного воздействия репутационного риска на деятельность банков
Успешно работает система страхования вкладов: это важный фактор, способствующий снижению репутационного риска С другой стороны: вклады населения являются вкладами до востребования
Стандарт управления репутационным риском – совокупность требований, отражающих состояние лучшей банковской практики в отношении управления процессами, нацеленными на поддержание позитивной деловой репутации кредитной организации.
Концепция «Отношений с заинтересованными сторонами»: клиенты и контрагенты акционеры сотрудники государство общественность
«Использовать опыт других» Рекомендации Банка России Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору Лучшая практика корпоративного управления
«Главное – клиент» В результате внедрения Стандарта клиенты получают: Повышение качества обслуживания Качественный уровень и объемы предоставления информации, достаточные для принятия взвешенных управленческих решений
Структура Использована схема, предложенная АРБ для других стандартов управления рисками. В частности, 6 уровней зрелости процессов – от «нулевого» до «оптимизированного»
По организации процесса управления риском: Чьи интересы учитываются? Как работают процедуры? Оптимизированный уровень зрелости: проактивное управление риском
За все риски бизнес-организации отвечает Совет директоров За оперативное управление рисками деловой организации отвечает Правление Адекватность внутреннего контроля является неотъемлемым условием успешного управления рисками
Состояние внутренней нормативной базы Задача разработки и актуализации внутренних нормативных документов в сфере управления репутационным риском « Верхние уровни зрелости процессов» - полный охват всех репутационных рисков, постановка процесса во взаимосвязи с другими видами банковских рисков, использование инструментов прогнозирования и стресс-тестирования
Отношения с персоналом Отдельно рассматривается вопрос мотивации – требуется взвешенный подход. Есть негативный опыт при сверхагрессивной системе поощрения продаж.
Вопросы непрерывности деятельности Наличие и актуализация плана действий на случай возникновения существенного репутационного риска. Интеграция плана в единую систему планов мероприятий, направленных на поддержание непрерывности деятельности банка.