Художественные особенности в лирике Лермонтова Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… М.Ю.Лермонтов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА ТРАГЕДИИ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов.
Advertisements

А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Средство создания образа на примере стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Урок литературы в 9 классе Учитель МОУ - СОШ 16 Воловичева Н.П.
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Пророк"
И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может …
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
«Я ВАС ЛЮБИЛ,,,» (ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА) Любви все возрасты покорны, Ёе порывы благотворны… А.С. Пушкин.
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Автор проекта: Е.Селезнева, ученица 9 класса МОУ лицея 9 Волгограда.
Творческое название: Гонимый миром странник…. Автор: Степанова Н. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.
Система образов романа « Евгений Онегин ». Сюжет. « Онегинская строфа ». Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Образ в лирическом стихотворении. Роды художественной литературы ЭПОСДРАМАЛИРИКА (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках.
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

Художественные особенности в лирике Лермонтова Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… М.Ю.Лермонтов

Художественные особенности в лирике Лермонтова Лермонтов - самый яркий представитель романтизма в русской поэзии. Для лирики Лермонтова свойственна двойственность в восприятие мира. В душе Лермонтова был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. Во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Оглавление Термины Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Анализ стихотворения – Молитва Молитва –Я не унижусь пред тобой…Я не унижусь пред тобой… –К другу В.Ш. (До лучших дней!..)К другу В.Ш. (До лучших дней!..)

Термины: Психологический роман Петербургская повесть Кольцевая композиция Тема Мотив Различие между темой и мотивом Лирический герой Различие между автором и лирическим героем Различие между автором и лирическим героем

Психологический роман Психологический роман разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Например, такие романы как «Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова

Петербургская повесть Петербургские повести общее название ряда повестей, написанных русскими писателями и объединенных общим местом действия Санкт- Петербургом. Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя («Нос», «Шинель», «Невский проспект») и Пушкина («Медный всадник»).

Кольцевая композиция Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его. Таким образом, текст как бы "закольцовывается". Например, в произведении Гоголя «Мертвые души».

Тема Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого-либо произведения, рассуждения или изложения. Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем и спаянных воедино авторским замыслом. Например, тема в романе И.А.Гончарова «Обломов» - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Мотив Мотив (литература) простейшая составная часть сюжета, которая определяет дальнейшее развитие произведения или определенной его части, либо служит статической единицей, чаще всего для описания. В поэме Гоголя «Мертвые души» прослеживаются христианский мотив, мотив путешествия.

Различие между темой и мотивом Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (изгнанничество у Лермонтова)

Лирический герой Лирический герой это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста. Другими словами, это лирический образ, сознательно строящийся не как лицо автора, а в соответствии с предназначенной ему «участью». Выражает мысли, чувства автора произведения.

Различие между автором и лирическим героем Автор лирический центр повествования в романе, создатель. Лирический герой – действующее лицо. Автор отвечает в целом за чувства всех героев, выражает свое отношение к героем и ситуации, лирический герой выражает только свои чувства, эмоции. При этом мнение автора и лирического героя могут расходиться.

Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Лирика Лермонтова отражает душевное состояние и духовную жизнь поэта. В его стихотворениях прослеживается связь реальной жизни с его идеалистическими желаниями. По своей сути он максималист, поэтому его стихотворения наполнены неудовлетворенностью от жизни. Жизнь не идеальна. Лермонтову же хочется получить от жизни все в полной мере: всеобъемлющую любовь, непоколебимую дружбу, полноту ощущений.

Молитва В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости: Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верится, и плачется. И так легко, легко… Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых».Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

Я не унижусь пред тобой… В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество: Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал: Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец! Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным: Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

К другу В.Ш. (До лучших дней!..) Стихотворение посвящено теме дружбы. Поэт и его друг Владимир Шеншин давно не виделись. На последней встрече по-видимому каждый из них ждал осуществления планов, счастливых веяний судьбы, лучшей жизни:"До лучших дней!" - перед прощаньем, Пожав мне руку, ты сказал; И долго эти дни я ждал, Но был обманут ожиданьем!.. У каждого из них сложилась своя жизнь. И увы не так как хотелось. Лермонтов жалуется своему другу на свою жизнь: Мой милый! не придут они, В грядущем счастья так мало!.. Я помню радостные дни, Но все, что помню, то пропало.

Лермонтов рассуждает о своем прошлом, где использует сравнения(«Былое бесполезно нам. Таков маяк, порой ночною над бурной бездною морскою»), затрагивается тема одиночества, тоже используется сравнение, отождествление себя самого(«Когда на лодке, одинокий, несется трепетный пловец»), задумывается о приближении смерти, конца(«И видит - берег недалекий и ближе видит свой конец»). Наверное, именно после прочтения именно этого стихотворения, задумываешься о назначении друга. Это тот человек, которому можно излить душу и знать, что он поймет. Это знает и Лермонтов.

Работу выполняла ученица 10 «Б» класса ГОУ СОШ 1108 Мосейчук А. Учитель: Знаменская С.Н. Использовались Интернет ресурсы, дополненные создателем работы.