Тема урока: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Цели урока: 1) дать понятие общественно- эмоционального фона 18 века. 2) познакомить с представителями архитектуры, живописи и скульптуры европейского Просвещения.
18 век – время, когда критике подвергались и вера в Иисуса Христа и в добродетель христианского короля. Это время выдвижений различных теорий о силе человеческого интеллекта.
Отрицание христианских устоев рождало чувство легкой свободы, раскованности, наслаждение благами роскоши, охватившие аристократию.
Рококо - стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
Стиль отличается прихотливыми богатыми украшениями, нежными узорами, светлыми тонами красок и позолотой.
Во французских парках было принято устраивать потайные павильоны. Павильоны стилизовали под естественные пещеры гроты, внутри их оформляли как морское царство Нептуна. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Однако происхождение термина связано не со словом "раковина", а со словом "грот, камень, скала" (франц. Roc).
Основные черты рококо: роскошь, изящество форм, вычурность.
Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV ( ) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного искусства. Придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто ( ). Им создано около 300 картин и рисунков. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Изображает, в основном, сцены праздничной жизни.
«Капризница» «Общество в парке»
Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше ( ). Сын орнаментщика, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
Гедонизм Гедонизм (от греч. hedone наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия.
Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур, около 1750 года.
Жак Оноре Фрагонар ( ) Один из самых блестящих живописцев эпохи Людовика XVI, Фрагонар был истинным мастером века Просвещения. В его искусстве грация и чувственность рококо соединились с обостренной чуткостью ко всему «естественному», которое приходило на смену идеалам «возвышенного» во второй половине XVIII столетия. Автопортрет
Урок музыки. Ок
Поцелуй украдкой. Ок. 1788
Дени Дидро ( ) - французский философ-энциклопедист. Главным делом его жизни было создание французской энциклопедии. Дидро отдал энциклопедии тридцать лет своей жизни, в течение которых ему пришлось вести неустанную борьбу с духовенством, полицией, цензурой, ополчившимися против энциклопедии, как против рассадника рационализма и безбожия. В 1773 г. Дидро приехал в Россию по приглашению Екатерины II, которая в письмах уверяла его, что в России существует полная свобода слова. По ее поручению он составил проект о народном просвещении, в который вошли положения о всеобщем обязательном и бесплатном обучении, о полной свободе научного исследования и свободе совести. Проект Дидро не был, разумеется, осуществлен Екатериной.
Жан-Жак Руссо ( , писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.
Анж Жак Габриэль (1698,1782, французский архитектор, имевший чин Первого королевского архитектора. Главное его сооружение – площадь Людовика XVI на берегу сены.
Площадь Согласия в Париже.
Жан Батист Симеон Шарден ) французский живописец, один из известнейших художников 18 века и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Основным предметом его работ, целиком основанных на натурных наблюдениях, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. «Серебряный кубок»
«Молитва перед обедом», 1744
Жан-Батист Грёз ( ) – знаменитый французский живописец. Главная тема творчества – идеализация благородных чувств.
Жан Батист Грёз - Паралитик, или Плоды хорошего воспитания.
Этьен Морис Фальконе ( ) французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. «Медный всадник» памятник Петру I. Открыт в 1782 г. Санкт – Петербург.
Давид Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Ж.М.Вьена (1766– 1774), в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма.
Для произведений Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей; Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж).
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев, воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида. Клятва Горациев, 1784 Музей Лувр, Париж
Андромаха у тела Гектора, 1783 Музей Лувр, Париж