Презентация проекта Группы 7 Авторы проекта: Степанова И.И. Глунцова Р. В. Филиппова И. П. Научный руководитель: Лебедев Ю. Б. Чебоксары, 2010.
1. 1. Выставка детских работ. 2. Подготовка к празднику. 3. Подготовка презентации для сайта школы. Предполагаемые результаты проекта
Тема проекта: Искусство в религиозной культуре
Основные термины икона мечеть каллиграфия арабески колокол храм
ЦЕЛЬ урока: дать представление об искусстве разных религий через разные формы деятельности. Задачи. Обучающая: учить учащихся распознавать, к какой религии (мусульманской или православной) относится то или иное произведение искусства религиозного характера. Развивающая: развивать творческие способности учащихся. Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, толерантность, любовь к Родине.
Оборудование мультимедийное оборудование; слайды с репродукциями икон А. Рублева «Троица», «Богоматерь Владимирская», Симон Ушаков «Древо государства Московского» и картин А. А. Иванова «Явление Христа народу», И. Н. Крамского «Христос в пустыне»; слайды с изображением арабесок; фотографии памятников архитектуры «Мечети Чувашии», «Православные храмы» ; раздаточный материал (шаблоны макета храма, бумага,карандаши, ножницы); фонозапись «Ростовские звоны»; видеоролик «Православные храмы» ; Тип урока: объяснение нового материала.
Предварительная работа Предварительная работа 1. Разделение класса на три группы. 2. Выбор гидов-экскурсоводов. 3. Подготовка комментариев к картинам, иконам и фотографиям.
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала через проведение виртуальных экскурсий. 1-я виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее: а) «Встреча с иконой»; б) «Иисус Христос в картинах русских художников»; 2-я виртуальная экскурсия «Мечети Чувашии».поведение 3. Минута славы «Моя поездка в Казань». 4. Творческая мастерская. Работа в группах: а) изготовление макета храма; б) выполнение арабески; в) рисование колокола. 5. Итоговая беседа. 6. Домашнее задание : сходить на экскурсию в храм или мечеть и написать и оформить мини-книжку «Мои впечатления о храме или мечети».
Проблемный вопрос : Можно ли, рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства определить, к какой религии они относятся (мусульманской или христианской)?
Орг.момент Учитель объявляет, что сегодня, ребята познакомятся с искусством в православной и мусульманской религиозных религий. Для этого они совершат виртуальные экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею и в мечети Чувашии.
Объяснение нового материала через проведение виртуальных экскурсий учащиеся знакомятся с искусством ислама и православия (иконами, картинами, мечетью). Предполагаемые результаты этапа
1-я виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее: Государственная Третьяковская галерея- это музей впечатляющей судьбы. Вряд ли можно назвать другой музей, который прошёл бы путь от скромной частной коллекции до наиболее значительного художественного собрания страны, имеющего общенациональное признание и мировую славу. В Третьяковской галерее очень много икон и картин, относящихся к православной религиозной культуре.
Икона (рассматривание)
Икона А. Рублева «Троица» Учитель: Это интересно! Икона- изображение, образ, подражание. В к. XIV н. XV в. Рублев создал свой шедевр икону Троица, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Художник поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место посередине. (Дети с гидом рассматривают иконы. Гид кратко рассказывает о каждой иконе.)
А. Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»
При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца – Явление Христа народу. Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца – Явление Христа народу. Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни". Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова – безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людам, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства – изменить жизнь. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни". Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова – безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людам, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства – изменить жизнь. Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество. Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество.
Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне» Картина "Христос в пустыне" занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Начиная с А. Иванова, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи - вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости.
Подведение этапа Что интересного ты узнал?
2-я виртуальная экскурсия «Мечети Чувашии». Гид рассказывает о мечетях Чувашии с презентацией слайдов
Чувашская Республика, г. Чебоксары Мечеть Булгар Что такое мечеть? мечеть- (от араб. масджид место поклонения), культовое мусульманское сооружение.
. Казань, Кремль «Мечеть Кул Шариф».
Минута славы Рассказ мальчика «Моя поездка в Казань»
Предварительные итоги этапа познакомиться с каллиграфией, арабесками, как одним из видов искусства в исламе, с колоколом в православии.
Каллиграфия (рассматривание)
Каллиграфия Мусульманская культура не создала живописи и скульптуры. Ведь ислам отрицательно относился к изображению живого существа в живописи и скульптуре. Поэтому они были представлены в виде орнамента. В мусульманской культуре искусство представлено в виде художественной миниатюрной живописи, каллиграфии. В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека.
Арабески ( Арабески (рассматривание)
Арабеска особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов геометрических фигур или растительных мотивов. Арабеска особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет. Арабеска построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи, керамике или ювелирном изделии. Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи, керамике или ювелирном изделии. А знаете ли вы ? Искусство каллиграфии и арабески
является одною из необходимых принадлежностей православного храма, созывает верующих в храм. А вы знаете, что колокол ( учитель рассказывает о православных колоколах)
На колоколе изображены: храм Марий Магдалины, центральный крест храма Христа Спасителя и силуэты различных российских храмов. Первый в мире мозаичный церковный колокол "Малиновый звон".
Предполагаемые результаты этапа Творческая мастерская.Работа в группах. Звучит музыка «Ростовские звоны».
Результат этапа (групповой работы)
Проблемный вопрос Можно ли, рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства определить, к какой религии они относятся (мусульманской или христианской)?
Задание Соотнеси слова к иллюстрациям икона мечеть каллиграфия арабеска колокол
Подведение итогов урока Что интересного для себя ты открыл на уроке? икона- изображение, образ, подражание; каллиграфия- искусство письма в исламе; арабеска- особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве; мечеть- (от араб. масджид место поклонения), культовое мусульманское сооружение; колокол - является одною из необходимых принадлежностей православного храма, созыва верующих.
Вывод урока. Заключительная беседа М Можно, рассматривая священные сооружения и другие предметы искусства определить, к какой религии они относятся (мусульманской или православной).
Домашнее задание : сходить на экскурсию в храм или мечеть, оформить мини- книжку «Мои впечатления о храме или мечети».