Использование возможностей ИКТ на уроках в начальной школе
Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно - коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В « Концепции модернизации российского образования на период » роль информационно - коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока : от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания. Многопланов спектр целей использования ЦОР и создания новых.
В интернете существует большое количество порталов, посвященных цифровым образовательным ресурсам
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет : усилить образовательные эффекты ; повысить качество усвоения материала ; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся ; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению ; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям : Создание презентаций к урокам ; Работа с ресурсами Интернет ; Использование готовых обучающих программ ; Разработка и использование собственных авторских программ.
Презентации позволяют учителю : наглядно представлять материал ; интенсифицировать процесс объяснения нового материала ; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации ; Создание презентаций к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей : Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории ; Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений ; Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала ; Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их ; Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся : Делает занятия интересными и развивает мотивацию ; Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков ; Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала ; Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям ; Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности : Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы. Временные затраты на подготовку урока очень велики. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из - за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Таким образом, положительные возможности ИД налицо ! Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа ( текст, видео, мультимедиа, схемы и др.). Высокий уровень активности детей на уроке ; отсутствие страха отвечать у доски. ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться ; побуждает к исследованию ; развивает деятельностные навыки. Хороший темп урока позволяет « уплотнять » изучаемый материал.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ ; Повышение уровня использования наглядности на уроке ; Повышение производительности учебно - воспитательного процесса ; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно - воспитательного процесса ; Рост качества знаний.