Десятилетие налоговой реформы в России: итоги и перспективы Петрозаводск, мая 2002 г.
Федеральное налоговое законодательство 2154 нормативных документов, в том числе: 53 указа Президента 130 федеральных законов 293 постановления правительства 1204 письма 178 приказов министерств и ведомств 295 инструкций, положений и распоряжений 1 Налоговый кодекс
Зачем нужна налоговая реформа Несовершенство и частое изменение законодательства Противоречивость налоговых правил Неравномерность распределения налоговой нагрузки Невозможность оспорить решения налоговых органов в суде Преобладание фискальных интересов государства в ущерб стимулирующим функциям налоговой системы Неравномерность бюджетной обеспеченности
Неравенство подушевой бюджетной обеспеченности субъектов РФ до передачи финансовой помощи (в 46 раз)
Неравенство подушевой бюджетной обеспеченности субъектов РФ после передачи финансовой помощи (в 6 раз)
Этапы налоговой реформы 1992 г. – вступили в действие законы о НДС, налоге на прибыль, акцизах, подоходном налоге, налоге на имущество и др г. - начало работы над Налоговым кодексом г.г.– совершенствование законодательства по основным налогам г.г.– рассмотрение проекта Налогового кодекса в Думе 1999 г. – введение в действие общей части Налогового кодекса
Цели налоговой реформы Установление исчерпывающего перечня налогов Выравнивание условий налогообложения Снижение налоговой нагрузки Расширение базы налогообложения Упрощение налоговой системы Уменьшение количества налогов Кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков
1999 г. 10, г. 13, г. 16, г. 16,0 Доля налоговых доходов в ВВП, (федеральный бюджет), %
Доля налоговых доходов в ВВП, (консолидированный бюджет),% 1999 г. 21, г. 24, г. 24,8 (прогноз) 2002 г. 23,5 (оценка)
Бюджет расширенного правительства (консолидированный бюджет, государственные внебюджетные фонды и внебюджетные доходы) 1998 г. 32,1% 1999 г. 34,2% 2000 г. 38,6% 2001 г. 39,9%
Доля бюджета и внебюджетных доходов
Налоговая база Доходы или прибыль Добавленная стоимость Реализация определенных товаров, работ или услуг Пользование природными ресурсами Имущество
Федеральные налоги Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на операции с ценными бумагами Таможенные пошлины Платежи за пользование природными ресурсами Налог на прибыль Дорожные налоги Государственная пошлина Налог на наследство и дарение Налог на покупку иностранной валюты
Региональные налоги Налог на имущество предприятий Лесной налог Единый налог на вмененный доход Единый упрощенный налог Налог с продаж
Местные налоги Налог на имущество физических лиц Земельный налог Регистрационные сборы Курортный сбор Налог на рекламу Налог на строительство в курортной зоне Сбор за право торговли Налог на перепродажу автомобилей Сбор с владельцев собак Лицензионные сборы Сборы за парковку автотранспорта
Налоговый кодекс Налог на добавленную стоимость (2001 г.) Акцизы (2001 г.) Налог на доходы физических лиц (2001 г.) Единый социальный налог (2001 г.) Налог на прибыль (2002 г.) Налог на добычу полезных ископаемых (2002 г.) Единый сельскохозяйственный налог (2002 г.) Налог с продаж (региональный, утрачивает силу с 1 января 2004 г.)
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета, 2001 год
Структура налоговых доходов федерального бюджета, 2001 год
Структура доходов федерального бюджета, 2002 год
Структура доходов региональных бюджетов, 2001 год
Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы, 2001 г.
Доли налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ Федеральные налоги 91% Региональные налоги 6% Местные налоги 3%
Цены и ставки акцизов на алкогольную продукцию
Эффективность акцизного налогообложения
Доля подоходного налога в совокупных доходах
Совокупная нагрузка на «чистую» зарплату, %
Структура доходов федерального бюджета по отраслям экономики, 2000 г.,% Промышленность 41,4 Транспорт 21,8 Торговля 9,5 Строительство 5,8 Связь 2,7 Финансы, кредит, страхование 3,0 ЖКХ 1,8 Сельское хозяйство 0,7 Прочие 7,0
Программа Правительства на среднесрочную перспективу Выравнивание условий налогообложения Снижение уровня налоговой нагрузки Снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства Переход от оборотных налогов к имущественным: Ликвидация оборотных налогов Реформа налогообложения недвижимости
2003 год Компенсация доходов в связи с отменой налога на пользователей автодорог Увеличение поступлений налога на прибыль за счет отмены налога на на пользователей автомобильных дорог Индексация специфических ставок акцизов Налогообложение малого бизнеса
(продолжение) Увеличение акцизов на топливо, масла, шины, сигареты, пиво (в среднем 45 %) Индексация земельного налога (80%) Повышение ставок налога на владельцев транспортных средств (в 2 раза) Дорожные субвенции
(продолжение) Платежи за пользование недрами (по углеводородному сырью: 95/5; общераспространенные:100% - в региональные бюджеты; другие: 46/60 или 80/20) Налог на прибыль (дополнительные 4% - в региональные бюджеты) Земельный налог (100% - в местные бюджеты или 50/50) Налог на игорный бизнес (100% - в региональные бюджеты) Налогообложение малого бизнеса (50/50 или 25/75 региональный и местные бюджеты или 30/15/45/10 федеральный/региональный/местные/социальные фонды))