Управление программами энергосбережения, привлечение инвестиций в энергоэффективные проекты
Энергосервисный контракт (261-ФЗ гл.5) Энергосервисный контракт – договор на внедрение энергосберегающих технологий, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Суть договора : контракт предполагает выполнение энергосервисной компанией (ЭСКО) комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств ЭСКО. Экономическая особенность контракта : оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производятся заказчиком после внедрения проекта за счет средств, составляющих экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий.
Законодательные основы Закон Российской Федерации «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 261-ФЗ от Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ 2446-р от 27 декабря 2010 г.) Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010 г. 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)» Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. 857«Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Основные показатели государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020г.» Цели: снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента; снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в годах; Финансирование: средства федерального бюджета в размере 70 млрд. рублей, в том числе: I этап ( годы) - 35 млрд. рублей, II этап ( годы) - 35 млрд. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 625 млрд. рублей, в том числе: I этап ( годы) млрд. рублей, II этап ( годы) млрд. рублей; средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд. рублей, в том числе: I этап ( годы) млрд. рублей, II этап ( годы) млрд. рублей.
Основные задачи 1.Формирование механизмов, обеспечивающих привлечение частных инвестиций в энергосбережение в бюджетном секторе; 2.Формирование действенных стимулов к энергосбережению в государственных учреждениях; 3.Обеспечение эффективной организационной, информационно- консультационной и образовательной поддержки внедрения энергосервисных контрактов. Ключевое условие Максимальный эффект будет получен только при условии принятия принципиально новой концепции энергосбережения, формирующей самоподдерживающуюся систему мероприятий, функционирующей за счет привлечения внебюджетных средств на осуществление проектов и возврата инвестиций из полученной экономии – энергосервисные контракты.
Преимущество данного вида контрактов Стоимостная эффективность В отличие от традиционного подхода модернизации энергетики в данном случае существует заинтересованность самой энергосервисной компании в максимальном увеличении сбережений посредством долгосрочного контракта, в условиях ограниченных инвестиций. Отсутствие риска для заказчика Энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту. Нет финансовых вложений со стороны заказчика Проект финансируется третьей стороной (как правило, кредитными организациями), в то же время вознаграждение обеспечивается «гарантированными сбережениями».
Основные схемы взаимодействия со специализированными сервисными компаниями в области энергетики по реализации проектов в сфере энергосбережения Традиционная, общепринятая в России Привлечение специализированной энергоаудиторской компании для разработки и обоснования энергосберегающих мероприятий и проектов На основе перфоманс-контракта, общепринятая в мире Комплексная реализация энергосберегающих проектов «под ключ» с привлечением энергосервисной компании на принципах перфоманс-контракта с возмещением расходов и получением прибыли из достигнутой экономии
Виды энергосервисных контрактов Разделение доходов от экономии Быстрая окупаемость Гарантирование экономии Виды и способы финансирования Способы финансирования энергосервисных договоров Собственные средства энергосервесных компаний Привлечение финансовых учреждений
Условия договора (261-ФЗ гл.5) Обязательные: Величина экономии энергоресурсов, которая должна быть обеспечена Исполнителем в результате исполнения договора. Срок действия договора должен быть по продолжительности не менее срока, необходимого для достижения установленной величины экономии ресурсов. Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации. Рекомендуемые: Обязанности заказчика, связанные с рациональным использованием энергоресурсов (температурный режим, уровень освещенности и пр.), с установкой и вводом в эксплуатацию приборов учета; Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов; Условие определения цены исходя из достигнутой экономии.
Примерные условия энергосервисных договоров (Приказ Минэкономразвития РФ от ) 1. Условие о перечне мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, осуществляемых продавцом (поставщиком). 2. Условие о величине экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении. 3. Условие о плановой величине потребления покупателем энергетического ресурса. 4. Условие о порядке определения используемого энергетического ресурса фактической величины экономии энергетического ресурса в натуральном выражении. 5. Условие о сроке достижения величины экономии энергетического ресурса.
Примерные условия энергосервисных договоров (продолжение)(Приказ Минэкономразвития РФ от ) 6. Условие об обязанности продавца (поставщика) обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов. 7. Условие об определении цены в договоре исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов. 8. Условие о порядке оплаты по результатам достижения в установленные сроки (отдельные этапы) фактической величины экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении.
Требования к условиям контракта на энергосервис (приложение 1 к ПП РФ от ) 1.Наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 2.Определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий. 3.Учет факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта. 4.Определение размера экономии (различные варианты), достигнутого в результате исполнения контракта. 5.Определение механизма распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса. 6.Указание начального и конечного срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии. 7.Указание видов ответственности за неисполнение обязательств как исполнителя, так и заказчика. 8.Наличие условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий.
Особенности определения начальной (максимальной)цены контракта (цены лота) на энергосервис (приложение 2 к ППРФ от ) 1.Для контрактов на энергосервис, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. 2.При более одного календарного года, цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта. 3.В случае если заказчик осуществляет расчеты за поставку энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергетического ресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф). 4.В случае размещения заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона, предложение участника определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергетического ресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергетического ресурса.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за прошлый год, и не может превышать указанные расходы При размещении заказа на энергосервис путем проведения конкурса или аукциона, указывается одно из следующих предложений (для аукциона путем снижения одного из следующих показателей): 1) предложение о цене контракта (предложенный участником процент экономии); 2) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика; 3) предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую проценту такой экономии. Победителем признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.
Риски энергосервисных договоров Энергосервисный контракт относится к классу долгосрочных контратов, поэтому: 1. должна быть выявлена сторона, которая несет риски невнедрения энергоэффективного проекта; 2. решены вопросы перехода прав собственности на результаты внедрения энергоэффективного проекта (после окончания выплаты), рассмотрены проблемы, связанные с досрочным прекращением договора на всех этапах, определено право надзора ЭСК над осуществлением всех моментов внедрения на производстве. К рискам, которые несут ЭСКО, необходимо отнести: - риск предоставления заказчиком недостоверной и/или не полной информации как на этапе проведения энергоаудита, так и на этапе эксплуатации; - риск неквалифицированной эксплуатации заказчиком энергосберегающего оборудования; - риск неплатежеспособности заказчика.
Участие третьих лиц В мировой практике широко распространено участие страховых компаний в механизме реализации энергосервисных договоров. Данное предложение основывается на условиях страхования рисков на случай отсутствия прибыли на период действия контракта. На сегодняшний день в России аналогичного продукта нет. Трудности доступа к источникам финансирования по-прежнему являются серьезной проблемой на пути повышения энергоэффективности.
Специфика отраслей, проблемы и сложности Европейские и американские модели не могут быть просто скопированы, т.к. нуждаются в адаптации к российским условиям. Деятельность ЭСКО ограничена несколькими пилотными проектами, выполненными по инициативе иностранных компаний при обеспечении зарубежными инвесторами и финансовыми институтами. Общая проблема – отсутствие полноценного реализованного энергосервисного договора по причине недостаточной законодательной базы, а также отсутствия практического опыта и базы сравнения по РФ. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Недоверие к энергосервисному контракту ввиду непонимания механизмов работы. Риски выбора некомпетентной энергосервисной компании. Отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под сам энергосервисный контракт. Отсутствие регулирующих и контролирующих органов за исполнением предписаний закона.
Проблемы, сложности Трудности доступа к источникам финансирования энергосервисного договора с минимальной кредитной процентной ставкой. Сложность разработки и согласования методики измерения и расчета энергосберегающего эффекта. Сложность отделения эффекта энергосберегающего мероприятия от внешних факторов. Сложность заключения многолетних контрактов в бюджетной сфере. Присутствует значительный риск неплатежеспособности заказчика. Отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под энергосервисный контракт. Сложности применения механизма государственно-частного партнерства, ввиду отсутствия достаточной законодательной базы.
Проблемы формирующегося рынка энергсервисных услуг Прохладное отношение представителей региональных администраций к предложениям энергосервисных компаний (ждут государственных инвестиций на реализацию программ энергосбережения). Разработанные региональные и муниципальные программы энергосбережения в большинстве случаев требуют внесения значительных изменений и дополнений. Технические риски объединены с экономическими и финансовыми. Это усложняет условия привлечения кредитных ресурсов. Система стандартов действующая на данный момент на территории РФ не отвечает целям повышения энергоэффективности экономики. Налицо сильный перекос в формулировании жестких рамок деятельности и обязанностей исполнителя в сравнении с довольно размытыми обязанностями заказчика.
Проблемы формирующегося рынка энергсервисных услуг Высокие риски предоставления низкокачественных услуг энергоаудита в силу малого специализированного опыта у сотрудников компании – энергоаудитора. Отсутствие у потенциальных инвесторов инженерных компетенций для определения целесообразности финансирования проектов энергосбережения, отсутствие методологии оценки технических рисков данных проектов. Отсутствие возможностей по привлечению долгосрочных займов, в т.ч. по причинам низкой капитализации ЭСКО в РФ, энергосервисный договор не признается банками в виде потенциального залога. Низкая мотивация исполнителей со стороны заказчиков при рассмотрении и реализации проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения. Отсутствие развитой системы обучения по стандарту ИСО и отсутствие методологических основ для интеграции вопросов обеспечения энергоэффективности в общую концепцию менеджмента организации
Перспективы развития Часть бизнеса выделяет время и ресурсы на энергосбережение без принуждения со стороны государства Мероприятия по итогам проведенного энергоаудита реализовали 40% компаний, 40% планируют реализовать их в будущем. В ряде случаев мешает отсутствие финансовых ресурсов – основное препятствие к реализации энергосберегающих проектов. 55% планируют это сделать 25% опрошенных компаний уже провели энергоаудит 20% предпринимателей считают, что проведение энергоаудита нецелесообразно.
ООО «Агентство Инвестиционного Консультирования» Процесс подготовки и реализации региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: финансирование Энерго консалт Инвестор Энергоаудит Предварительная программа энергосбережения Коммерческие организации Ведомственные, культовые строения Многоквартирные дома Муниципальные теплоэлектросети Областные распределительные сети Генерация (ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ) РЭК Регион Фонд Энергетический паспорт Администрация региона Промышленные предприятия Отчет с выводами и предложениями Собственники Окончательная программа энергосбережения Саморегулируемые организации (СРО) I Этап финансирование Энерго консалт Инвестор Энергоаудит Предварительная программа энергосбережения Коммерческие организации Ведомственные, культовые строения Многоквартирные дома Муниципальные теплоэлектросети Областные распределительные сети Генерация (ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ) РЭК Регион Фонд Энергетический паспорт Администрация региона Промышленные предприятия Отчет с выводами и предложениями Собственники Окончательная программа энергосбережения Саморегулируемые организации (СРО)
ООО «Агентство Инвестиционного Консультирования» Источники финансирования Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (инвестиционная программа) Энергосервисный инвестор (Ген. подрядчик) Конкурс энерго- сервисного инвестора Инвестор Администрация региона Источники финансирования: 1. Бюджет (Федеральный, Региональный); 2. Целевые программы; 3. Инвестиционный кредит банка (ВЭБ и т.д.); 4. Инвестор; РЭК Федеральные целевые программы Подготовка государственно- частного партнерства (ГЧП) Энергетические ведомственные структуры Инвестиционные банки (ВЭБ и т.д.) II Этап
Перспективы развития Создание стандартного энергосервисного договора для бюджетной сферы – дело ближайшего будущего. Ввод в практику применение государственных гарантий и других преференций, обозначенных в ФЗ 261. Рынок энергосервисных компаний покажет серьезный рост после утверждения общепринятой методологии определения энергетического базиса и размера экономии. Появление потребности в сокращении затрат на энергию в себестоимости выпускаемой продукции будет вызвано продолжающимся ростом цен на энергоносители. Кредитный продукт, направленный на энергосбережение, будет востребован в сфере бизнеса и станет реализовываться различными банками, что повлечет за собой разработку механизмов типовых банковских продуктов в сфере энергосбережения с учетом предоставления гарантий и страхования рисков.
Наши координаты: Агентство Инвестиционного Консультирования Адрес: г. Москва, ул.Гиляровского, д. 57 Тел./факс: (495) , Генеральный директор Зазимко Вадим Николаевич Тел.:(495) Приглашаем к сотрудничеству!