П ОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Новые подходы в работе с детьми логопедической группы с использованием массажного мяча. Учитель – логопед МБДОУ» Детский сад 11» Богданова Н.В. Г.Лысьва Из опыта работы
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень популярны. Они встречаются почти у всех народов мира и считаются самыми распространенными из игр. Используя мяч в логопедической работе я обратила внимание на то, что он может быть прекрасным средством, используемым в коррекционной практике.
В ЫБОР МЯЧЕЙ ДОСТАТОЧНО ШИРОК. Р ЕБЕНКА БОЛЕЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЮТ МЯЧИ ЯРКИЕ, ПРЫГУЧИЕ, ЛЕГКИЕ. Н А СВОИХ ЗАНЯТИЯХ Я ИСПОЛЬЗУЮ МЯЧИ – ЕЖИКИ, МАССАЖНЫЕ МЯЧИ СУ - ДЖОК, ПОРОЛОНОВЫЕ МЯЧИ, ТЕННИСНЫЕ МЯЧИ, РЕЗИНОВЫЕ МЯЧИ РАЗНЫХ РАЗМЕРОВ.
ЗНАЧЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ: *Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. *Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. *Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. *Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. *Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. *Регулируют силу и точность движения. *Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное. *Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. *Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. *Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. *Развивают коммуникативные навыки, снишающие проявление робости и застенчивости. *Развивают внимание, память и восприятие.
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и является стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Уникальное сочетание физических упражнений, пропивание звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Для развития мелкой моторики я активно использую массажный мячик –ежик. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным). Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Детям эти мячики очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности.
С АМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧИКОМ СУ - ДЖОК ЭТО – * РАСКАТЫВАНИЕ МЯЧИКА В ЛАДОШКАХ ПРЯМЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ * КРУГОВЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ * ПРОКРУЧИВАНИЕ МЯЧИКА В ПАЛЬЧИКАХ ОТ СЕБЯ, К СЕБЕ. * СЖИМАНИЕ МЯЧА ПАЛЬЧИКАМИ, ЛАДОШКАМИ. * ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ ИЗ ЛАДОШКИ В ЛАДОШКУ.
В заключении я предлагаю вам подборку игр которая составлена по пособию Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук « Мяч и речь» - игры направлены на развитие мелкой моторики -на развитие ориентировки в пространстве -на формирование правильного произношения и фонематических процессов -на обобщение и расширение словарного запаса -на развитие грамматического строя речи.
Упражнения с мячом для развития мелкой моторики и координации. -Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали -По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю. Назад –вперед его качу, вправо – влево, как хочу. -Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец.
II. Упражнения на закрепление звукопроизношения и развитие фонематических процессов. «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.» учимся различать звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки Например: за -са, ша –ша… и т.п., или Л- ЛЬ, М- МЬ, Н- НЬ… и т.д.
III.Упражнения, способствующие активизации словарного запаса и развитию навыков звукового анализа. «Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку.» ( например: весна –автобус – слон – нос – сова …)
Активизация словаря, подбор антонимов. Холодный – горячий, старый – молодой, веселый - грустный, больной - здоровый, узкий – широкий, тупой – острый…. IV.Упражнения на развитие лексико – грамматического строя речи Строитель – строит, повар – варит, фотограф – фотографирует, врач- лечит, художник – рисует, продавец - продает, рыбак – рыбачит,… и т.п. «Говори наоборот» «Мячик маленький поймаем и словечко приласкаем.» стул – стульчик, ковер – коврик, ведро – ведерко…) « Никогда мы не забудем, что умеют делать люди»
Игры и упражнения с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содершанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
И СТОЧНИКИ : Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. « Мяч и речь» 2003 г. Рязанова С.Г. « Игры с мячом в логопедической коррекции» Ж-л « Логопед» 5 – 2005 г
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ