Из опыта работы учителя начальных классов Горбуновской средней школы Гайновой Г. В.
Живопись, в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет.
Пейзаж - это картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу.
Натюрморт – это картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь. Сам термин произошёл от французского nature morte – «мёртвая натура».
Портрет – один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей.
Живопись – создание художественных образов красками. Картина – произведение живописи в красках на холсте, доске или листе бумаги. Контраст – резкая противоположность; контраст зрительный – зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по отношению с окружающим его миром. Колорит – гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения. Манера – отличительная черта творчества художника, его стиль. Облик – внешний вид, очертание, наружность. Отблеск – сияние отражённого света. План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план. Свет - поверхность, на которую падают прямые солнечные лучи. Тень – наиболее слабо освещённые участки в изображении. Цвет – цветовой фон или окраска. Фон – основной цвет, тон на котором пишется картина.
Жанр картины. Кто и что изображены. Настроение, вызываемое этим произведением. Основные микротемы картины. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит) Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, размер, форма, объём). Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, в центре картины, слева, справа, на заднем плане. Опишите ситуацию, изображённую на картине. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.д. Выразите своё отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые у вас вызывает картина. Составьте план описания картины. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
А.А.Пластов. «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) – сын крестьянина- иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Передний план: крыльцо ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом; Описание девочки: в бело-розовом платьице, в тапочках, отороченных мехом; лёгкий платок; заворожено; восхищённо смотрит на снег; с удивлением наблюдает; радость; восторг; Описание мальчика: одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником; на голове шапка-ушанка; мечтает покататься на санках; Задний план: деревенская улица; человек; крыши домов покрыты снегом; Снег: белый; пушистый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые шапки на крыши домов; укутал всю землю белоснежным ковром; кружится; порхает; как стая белых мошек; очень к лицу земле;
Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины Моё отношение к картине.
Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри её, прочитай статью об её авторе. Постарайся понять настроение, которое передал художник. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план. Соберите материал по картине. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, произведение живописи.
Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег».Падают первые снежинки. Выбежали на крыльцо девочка и мальчик. Они радостно смотрят на первый снег, который покрыл землю белым ковром. Девочка одета в лёгкое платьице, и в тёплый платок. Она смотрит восхищённо на снег. Мальчик одет в шапку-ушанку и пальто. И хочется ему на санях и лыжах покататься. Рядом с домом раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки, как маленькие белые мошки, кружатся в высоте. Снег надел меховые шапки на крыши домов. Русская деревня так красива зимой, когда мохнатыми хлопьями падает снег. Настроение радостное и хорошее. Мне понравилась в картине красота зимнего утра. 4/4
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна… Эти слова А. Чехова можно отнести к картине.День ото дня теплее, утром зорьки стали ярче. На дорогах видны проталины. Около леса стоит деревянный дом. У дома сложены дрова в поленницу. Возле дома высокие стройные берёзы и зелёные ели.От берёз пролегли голубые тени. Деревья голы, но уже живут, дышат. Во дворе гуляют курицы и красивый петух. Лыжники стоят у забора. Смотрят на красивого петуха. Как прекрасно весною! 5/4
На картине А. А. Пластова изображено, как падает первый снег. Завороженно и удивлённо наблюдают за этим дети. Как хороша русская зима! На переднем плане картины крыльцо деревенского дома. Рядом с домом большая старая раскидистая берёза. Она покрыта снегом, как белой шубой. На крыльце стоят мальчик и девочка. Мальчик стоит уже давно. Он одет по-зимнему: в шапку-ушанку, в пальто, с меховым воротником и валенки. Он смотрит на снег и о чём-то мечтает. А девочка одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом, лёгкий платок. Она наблюдает за снегом с удивлением, с радостью, с восторгом. Падают белые пушистые снежинки. Они летят плавно, порхают, падают на землю мохнатыми хлопьями. Снег укрыл землю белоснежным ковром. И этот наряд очень к лицу земле. Когда я смотрю на картину, у меня хорошее, праздничное настроение. Мне понравилось, как А.А.Пластов показал радость и изумление детей при виде первого снега. 5/5
Я гляжу на картину К.Юона и вижу, что на окраине деревни стоит деревянный дом. Вдоль забора лежит поленница дров. Стоят стройные, высокие, белые берёзки. Рядом растут высокие, зелёные ели. От берёз пролегли голубые тени. Они длинные, потому что на улице полдень. Наступает весна,на снегу уже видны проталины. На крыше уже подтаял снег. Солнце светит ярко, начинает греть теплее. У забора стоят лыжники. Они с интересом наблюдают за курицами и красивым петухом. Весной всё оживает и дышит новой жизнью. 5/5
Хороша наша русская зима! В картине А. А. Пластова «Первый снег» маленький мальчик оделся тепло, выбежал на крыльцо и увидел, что пошёл снег. Он позвал свою сестру. Они стоят на крыльце деревенского дома и с удивлением смотрят но то, как на землю плавно падает первый снег. Девочка выбежала на улицу в лёгком платке, в платьице и обшитых мехом тапочках. Она очень рада первому снегу. А мальчик оделся тепло. Он надел шапку-ушанку, тёплые валенки и пальто с меховым воротником. Он смотрит на летящий снег и мечтает прокатиться на лыжах. Снег летит и кружится в воздухе, как стая белых мух. Он покрывает дома и улицу белоснежным ковром. Мне очень понравилась картина А. А. Пластова «Первый снег» тем, что автор описал, как красива природа зимой. И это радует всех детей и даже взрослых. 4/5
Я представил, что А. А. Пластов в картине «Первый снег» нарисовал меня. Мне картина понравилась. Я давно наблюдал за снегом. Он плавно и легко падал на землю. Сестра выбежала на крыльцо. Снег шёл давно, засыпал всю берёзу белой шубой. Мне захотелось покататься на санках. Я был одет в шапку-ушанку и пальто. Снежинки падали мне за воротник, как стая белых мошек. Сестра была в тапочках и тёплом платке. Прилетела сорока и бегает по первому снегу. Все рады приходу зимы. 4/4
Полдень, двенадцать часов дня. На окраине деревни стоит деревянный дом, рядом сложена поленница дров. Около дома растут стройные березы, зеленые ели. От деревьев везде пролегли голубые тени. Видны проталины, на крыше уже подтаял снег. К дому подъехали лыжники, стоят у забора, с интересом наблюдают как красивый петух с курицами клюют подтаявший снег. Все с нетерпением ждут прихода весны! 5
Как хороша русская зима! Огромное снежное покрывало окутало деревенские дома. Крыльцо ещё не полностью засыпано снегом. Когда все люди ложились спать вечером, то снега не было. А когда один мальчик утром посмотрел в окно, то он увидел первый снег. Снег падал пушистыми хлопьями. Мальчик выбежал на улицу. Он был одет по-зимнему: пальто с меховым воротником, на голове шапка-ушанка. Он давно наблюдал за снегом. А потом вышла девочка. Ей было лет десять. Она одета в бело-розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом. Девочка смотрит на снег восхищённо. А рядом с домом стоит раскидистая берёза, старая, могучая, с белым стволом. Снежинки порхают, как стая белых мошек. Моё отношение к картине хорошее. Художник изобразил, как падает первый снег. И он радует не только детей, но и всю природу вокруг. 4/4
На картине Юона я вижу прекрасное наступление весны. На окраине деревни стоит деревянный дом, рядом с домом стоят стройные, высокие, красивые берёзы. Ещё на картине мы видим зелёные ели. Рядом с домом лежит поленница дров. На снегу уже видны проталины, на крышах тает снег. Хозяева выпустили на улицу куриц и одного петуха. Лыжники стоят у забора и с интересом наблюдают за красивым петухом. Мене очень нравится картина Юона потому что здесь вся природа оживает. 4
Как хороша наша русская зима! На переднем плане картины А. А. Пластова «Первый снег» мы видим мальчика и девочку. Видно, что мальчик стоит давно. Он одет по-зимнему, давно наблюдает за снегом. Он в меховом пальто. Он позвал свою сестру. Она быстро надела лёгкий платок. И они любовались на падающие снежинки, которые кружились как белые мошки. Снег покрыл крыши домов белоснежным ковром. Но ещё стоит один человек, который любуется приходом зимы. Сочинение не закончено. 3/4
На картине Юона «Конец зимы. Полдень». Я вижу приближение весны. На окраине деревни стоит деревянный домик. На крыше домика уже подтаял снег. Красивого петуха и куриц выпустили на улицу. Свежий воздух, Солнце немного пригревает. На снегу видны проталины. Возле забора стоят лыжники и любуются стройными берёзами и зелёными елями. На землю пролегли голубые тени. Как хорошо зимой на улице! 5/5
Хороша русская зима! Художник А. А. Пластов на своей картине «Первый снег» показал начало зимы. На переднем плане картины стоит деревенский дом. Крыльцо не полностью засыпано снегом. В полисаднике стоит старая берёза, осыпанная снегом, как в белой шубе. А на крыльце стоят дети. Они любуются падающим снегом. Девочка одета в лёгкое розовое платьице, в тапочки, отороченные мехом. На голове тёплый платок. Мальчик одет по-зимнему: в пальто с меховым воротником, в шапку-ушанку, в валенки. Мечтает слепить снеговика. Снег кружится вокруг, как маленькие мошки. Белый и чистый, блестящий и пушистый. На заднем плане картины стоят дома, покрытые снегом, а на дороге стоит человек. Он тоже любуется первым снегом, который покрыл всю землю белоснежным ковром. В своей картине художник передал восторг и радость детей. Мне очень понравилось это произведение. Первый снег – это праздник земли. 4/4
Стоит дом. На крыльце стоят брат и сестра. Рядом берёза старая. Стоит мальчик, смотрит, как падает снег. Его мечта – сделать горку. На крышах домов белый снег, как шапки. Падает снег, кружится, как белые мухи. На мальчике надета шапка-ушанка, шуба с меховым воротником. Девочка одета в бело- розовое платье, на ногах тапочки, на голове лёгкий платок. Радует детей и взрослых снег. Молодец! 4/3