Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Носова Л.А.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: " Калевала"("Kalevala") - карело-финский народный эпос, свод эпических, свадебных, заклинательных текстов. Сведён в единое повествование финским учёным Э. Лёнротом, главным образом из карельских, ижорских и финских рун, записанных от Архипа Перттунена и других рунопевцев 1-й половины 19 в. В 1835 опубликована первая композиция эпоса (32 руны) и в 1849 вторая (50 рун).
Памятник рунопевцам, прототипом для которого послужил Петри Шемейкка. Установлен в городе Сортавала
Элиас Лённрот родился в местечке Самматти на юго-западе Финляндии в большой семье сельского портного. Он был четвертым ребенком в семье, пошел в школу только в двенадцать лет, хотя самостоятельно научился читать уже в шесть, причем учился с перерывами, вызванными необходимостью добывать средства к существованию. Мальчику пришлось с детства портняжничать и даже ходить по деревням с песнями, чтобы заработать на еду и обучение.
Ему едва удалось закончить пять классов, для чего было необходимо овладеть шведским языком, что он и сделал практически самостоятельно. Леннрот обладал прекрасной памятью и усидчивостью: он также самостоятельно освоил латынь и работал некоторое время помощником аптекаря. Он смог получить аттестат зрелости, дающий возможность поступления в университет. В 1822 году Элиас Лённрот был зачислен в единственный в то время университет города Або. Он успешно закончил философский факультет, но стать профессиональным филологом, специализирующимся на финском языке, фольклоре и литературе, было невозможно. Просто не существовало подобной кафедры.
Леннрот стал врачом, написал целый ряд книг медицинского и просветительского характера. При этом он был врачом практикующим: с 1833 по 1854 годы работал окружным врачом г. Каяни, руководил борьбой с разгоревшимися в 1830-е годы эпидемиями холеры, дизентерии и тифа. За свои заслуги он был награжден бриллиантовым перстнем от царского имени. Врачом он работал большую часть своей жизни, а в отпусках Леннрот совершал свои научные поездки, объездил всю Финляндию и Карелию, собирая и записывая финские и карельские народные песни – руны. С самого начала он поставил перед собой определенную цель – соединить разрозненные руны в законченное целостное произведение. Первым шагом к «Калевала» стала диссертация Леннрота, названная им «Вяйнямейнен – божество древних финнов».
Вяйнямейнен станет ключевой фигурой «Калевалы». Мудрый старец Вяйнямейнен создает мир из расколовшегося яйца птицы, впервые добывает огонь и железо, делает первую лодку, рыболовные сети и первый музыкальный инструмент кантеле.
Руна первая 1. Вступление. 2. Дочь воздуха опускается в море, где, забеременев от ветра и воды, становится матерью воды. 3. Утка свивает гнездо на колене матери воды и кладет там яйца. 4. Яйца выкатываются из гнезда, разбиваются на кусочки, и кусочки превращаются в землю, небо, солнце, луну и тучи. 5. Мать воды сотворяет мысы, заливы, берега, глубины и отмели моря. 6. Вяйнямёйнен рождается от матери воды и долго носится по волнам, пока, наконец, не достигает суши.
Художественные достоинства простота и яркость изображений; глубокое и живое чувство природы; высокие лирические порывы, особенно в изображении людской скорби (напр. тоски матери по сыне, детей по родителям); здоровый юмор, проникающий некоторые эпизоды; удачная характеристика действующих лиц.
Отличительная внешняя форма руны - короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией: …Чтоб пропеть мне песню предков… Особенность склада - почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразою предыдущего: Мне пришло одно желанье, Я одну задумал думу…
Мне пришло одно желанье, Я одну задумал думу Быть готовым к песнопенью И начать скорее слово, Чтоб пропеть мне предков песню, Рода нашего напевы. На устах слова уж тают, Разливаются речами, На язык они стремятся, Раскрывают мои зубы. Золотой мой друг и братец, Дорогой товарищ детства! Мы споем с тобою вместе, Мы с тобой промолвим слово. Наконец мы увидались, С двух сторон теперь сошлися! Редко мы бываем вместе, Редко ходим мы друг к другу На пространстве этом бедном, В крае севера убогом. Так давай свои мне руки, Пальцы наши вместе сложим, Песни славные споем мы, Начиная с самых лучших…
Их певал отец мой прежде, Топорище вырезая; Мать меня им научила, За своею прялкой сидя; На полу тогда ребенком У колен их я вертелся… Слов других храню немало И познаний, мне известных: Я нарвал их на тропинке, Их на вереске сломал я, Их с кусточков отломил я, Их набрал себе на ветках, Их собрал себе я в травах, Их я поднял на дороге, Пастухом бродя по тропкам, И на пастбищах мальчишкой, Где луга богаты медом, Где поляны золотые, Вслед за Мурикки коровой И за пестрой идя Киммо. Насказал мороз мне песен, И нанес мне песен дождик, Мне навеял песен ветер, Принесли морские волны, Мне слова сложили птицы, Речи дали мне деревья…
Задание Назовите отличительные черты Эпоса «Калевала». Приведите примеры, опираясь на текст.