Подготовила Кизилова Анна, уч-ся 6 « А » класса
"
Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет
Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня « Огонек ». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина : уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали : половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели ! История
Точкой отсчета в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года день, когда газета « Правда » опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского « Огонек » с подзаголовком « Песня », но без нот и какой - либо ссылки на то, что к нему написана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней эти его стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды
М. В. Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка ( ныне Угранского района Смоленской области ) в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение « Просьба солдата ». В годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву. Стихотворение « Огонёк » на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют : « Слова Михаила Исаковского, музыка народная ». Поэт
Впервые с той мелодией, которая всем нам хорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала по Всесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательного певца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева. Он спел « Огонек » с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением Виктора Кнушевицкого. По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первую музыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал в устной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой ( а не с кассеты на кассету, как в наши дни ).
«... Начиная примерно с 1945 года и до сих пор, - писал по этому поводу Михаил Васильевич Исаковский в апреле 1968 года, - очень многие люди пытаются доказать, что песню ( музыку ) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это его музыка. Одним словом, авторов музыки « Огонька » было великое множество. Союз композиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор « Огонька ». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждая музыкальная « закорючка ». В конце концов комиссия установила, что ни один из претендентов не мог написать музыку « Огонька », что стихи « Огонька », напечатанные в « Правде », поются на мотив польской песенки « Стелла »..
Свидетельством широкого распространения « Огонька » на фронте и в тылу являются многочисленные « ответы » на него, как это было с « Катюшей », « Землянкой », « Синим платочком » и другими популярными песнями. В одном из них паренек героически погибает и, умирая на поле боя, вспоминает далекую свою подругу и золотой огонек на заветном окошке. Герой другого варианта трудными военными дорогами доходит до Берлина, а когда « стихли залпы последние и легла тишина », возвращается с победой домой, к той, которая ждала и верила в его возвращение.