МБОУ БСОШ 2 Благовещенского района Алтайского края Сочинение-рассуждение Книга – наш друг и советчик Выполнила Тейхреб Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Р.п. Благовещенка, 2012
Цель урока: развивать понятие о сочинении-рассуждении, прямом доказательстве и доказательстве от противного; создать условия для подготовки к сочинению- рассуждению о роли чтения в жизни человека, о разнообразии книг, о любимых авторах и их произведениях, о героях, которым хочется подражать. На уроке вспоминаются особенности структуры данного типа речи, способы ввода аргументов, вывода. Новым для семиклассников является форма доказательства от противного. Осуществляется работа по упражнениям 342, 543 учебника «Русский язык». 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская… Приводятся убедительные доказательства главной мысли сочинения. Обращается внимание на обязательное обоснование каждого положения конкретными примерами из прочитанных произведений. Использованная литература: Т.А. Костяева. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год. РЯШ, 1, 2005, с М.Ф. Федорова. Уроки русского языка в 7 классе. Москва. «Просвещение»
Тема сочинения: «Книга – наш друг и советчик»
Эта тема требует сочинения в форме рассуждения Что такое сочинение-рассуждение? Это тип текста, в котором выдвигается и доказывается тезис Какова структура этого типа речи? Тезис. Доказательства (аргументы). (Вводить аргументы можно вводными словами во- первых…, во- вторых…,). Примеры. Вывод (можно подчеркнуть словом следовательно).
Что такое тезис? Это положение, мысль, которую требуется доказать Сколько доказательств должно быть в сочинении? Два и более. Не путайте доказательства с примерами, или иллюстрациями. Доказательства – это ответ на вопрос, почему. Откуда у вас могут быть примеры, или иллюстрации? Личный опыт, материалы СМИ, из художественной литературы, из истории.
Работа по упражнению 342 Озаглавьте текст. Какого он стиля? Передайте содержание текста С. Михалкова, выдвинув основную мысль и вводя аргументы словами во- первых…, во-вторых…. Подчеркните вывод словом следовательно.
Работа по упражнению 343 Как относился к чтению Илья Иванович, отец главного героя романа «Обломов»? Согласны ли вы с его мнением, что чтение - роскошь? Как бы вы могли начать сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик», используя отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов»? Илья Иванович, отец главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов», считал, что чтение – роскошь, дело, без которого можно легко обойтись, так точно, как можно иметь на стене картину, а можно и не иметь. Я уверен, что чтение не роскошь. Книга – наш друг и советчик.
Далее приведите убедительные доказательства 1. Роль чтения для обогащения знаний о мире, о жизни в прошлом, о других странах, о космосе, о научных открытиях. 2. Роль чтения в воспитании человека, правильной оценке поступков людей. 3. Роль чтения в развитии эстетического вкуса и совершенствовании речи читающего.
Мы говорили о прямом доказательстве. Доказательство может быть от противного (обратное) Такое рассуждение строится на опровержении какого – либо тезиса. При этом переход к доказательству начинается словами: допустим, что…; предположим, что…; представим, что…; если бы…; не будь в нашей жизни… и под.
Тогда аргументация вводится по-другому: - Как бедна была бы наша жизнь… - Мы ничего бы не знали… - Никто не помог бы нам правильно оценить характер и поступки людей… - Наша речь не могла бы обогащаться… и др.
Каждое положение в сочинении обосновывается ссылками на прочитанные произведения, отдельные сцены и подтверждается конкретными примерами.
План рассуждения 1. Вступление. Кого мы называем другом? Того, кого любим, к кому прислушиваемся, у кого ищем совета, к кому доверяем, с чьим мнением считаемся. Того, кто посочувствует, поможет выйти из трудного положения, научит, порадуется, поделится своими знаниями, помечтает, пофантазирует с тобой вместе. Можно ли назвать другом книгу? (Тезис рассуждения. Антитезис – к упр. 243)
2. Какие книги являются моими любимыми? (Общее рассуждение и примеры книг – название и автор) (Минуты радостного общения) 3. Как и когда эти книги помогли мне? (Уроки жизни) Пробудили надежду, веру… (А. Грин. «Алые паруса»). Научили мужеству… (В. Богомолов. «Иван») Заставили думать о чести…
4. Чему научили меня мои друзья – книги? Какие дали знания? Готовясь к семинару по… Подбирая материал к докладу… Решив поразить товарищей по классу… Толковые и энциклопедические словари… Книги по механике. Рассказы о металлах…. Книги о манерах поведения
5. Чьи мысли о книге совпадают с моими? «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека». (А. Т. Твардовский) «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека в самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький). «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». (Французский просветитель Дидро).
Пословицы (афоризмы) Чтение – вот лучшее учение. Человек неученый – что топор неточеный. Кто много читает, тот много знает.
План (2 вариант) 1. Выдвижение основного тезиса. 2. Общая оценка книги. 3. Краткая сюжетная схема. 4. Рассказ об эпизодах, которые произвели наибольшее впечатление. 5. Герои, которые понравились. 6. События, которые особенно взволновали и запечатлелись в памяти.
План (вариант 3) 1. Выдвижение основного тезиса. 2. Чему научила книга. 3. Над чем книга заставила задуматься. 4. Как книга помогла оценить свои поступки и поступки окружающих. 5. Почему именно об этой книге захотелось рассказать.
Помните, что необходимо использовать синонимы и перифразы при назывании автора (автор, классик детской литературы, мастер слова, писатель, поэт, прозаик), его действий (описывает, изображает, рисует, показывает, рассказывает о…, знакомит с…, вводит в…), книги (произведение, повесть, рассказ, роман), при оценке какого-либо эпизода (интересный, увлекательный, занимательный, любопытный), общей оценки (нравится, производит неизгладимое впечатление, запоминается. остается в памяти).
Рабочие материалы Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.
Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл, услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии)
Желаю успехов в творческой работе!