КОНКУРС «Мой лучший урок» Лукашенко Светлана Алексеевна
ТЕМА: «Учимся у народных мастеров» Изделие: Куклы из соломы
Задачи урока: 1. Расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении. 2. Ознакомление с традиционным видом ремесла – изготовлением куклы из соломы. 3. Формирование представлений о символике цветов в народной культуре. 4. Обучение приему отмеривания соломы для пучка. 5. Обучение приемам изготовления куклы из соломы в соответствии с народными традициями.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ У учителя: образец – куклы из соломы, большие пучки соломы для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема заготовки пучка; ножницы. У учащихся: нити красного и белого цвета, для перевязки пучков, ножницы, картонки для отмеривания и заготовки пучков соломы (5-8 см, 4-6 см), клей ПВА, цветная ткань.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Объявление темы, постановка учебных задач. Учитель: - Дети, сегодня мы продолжаем знакомиться с изделиями народных мастеров, с жизнью и обычаями наших предков. Учитель читает с экрана стих: Вырастут в поле и рожь и пшеница. Их обмолотят – солома родится. Руки коснутся ее золотые, И появляются, словно живые, Смелый наездник и конь златогривый, Гордый олень и теленок бодливый, Парень веселый с гармошкой, жар-птица, И с золотою короной девица. Вот ведь какая она не простая, Эта соломка, совсем как живая. В руки возьмет лишь ее мастерица – Сразу она в чудеса превратится!
Учитель: - Дети, вы догадались, с каким материалом мы сегодня будем работать? Дети: - Да. Это соломка. Учитель демонстрирует куклу – образец из соломы и сообщает: Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид изделия стал немного другим, для его изготовления используются несколько иные материалы, но приемы работы во многом сохранились и их мы будем изучать.
2. Знакомство с материалом. Учитель сопровождает беседой показ слайдов: - Дети, давайте посмотрим, откуда же к нам на стол пришел этот материал (соломка)? - Что нужно сначала сделать! Дети: - Посадить пшеницу или рожь!
Учитель: - Что потом нужно сделать, когда созрело зерно в колосках! Дети: - Собрать их! Учитель: - Правильно.
Учитель: -Посмотрите, дети, как вручную убирали в старину урожай, используя такой инструмент, как серп, а теперь посмотрите, что заменило ручной труд! Дети: - Комбайны и машины!
Учитель: - Хорошо дети! А теперь посмотрите, что образовалось после уборки зерна? Дети: - Скирды соломы! Учитель: - Правильно! Это и есть наш материал, с которым мы будем сегодня работать.
3. Беседа о материале, о смысле изделия, его назначение в народной культуре, о преемственности культур. Учитель: - Солома всегда была незаменимым украшением крестьянского дома, в создании изделий из нее ярко и образно проявляются фантазия и мастерство хозяев. Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящие на зиму, весну и лето. Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у всех славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит корнями в языческую древность.
Наши предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался недолгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
Учитель: - Как же используется изделие в наши дни? Это сувенир, украшения наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя друг друга с приходом весны. Сейчас это принято, например, в Польше, Болгарии, у народов прибалтийских стран. В таком виде это вполне современное изделие, но пришло оно к нам из довольно далеких времен. Обычно такое украшение – это именно пара куколок: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливается из белых ниток, а мужская из красных. Оба цвета символичны: белый в народной культуре символизировал женское начало и означал весеннюю нетронутую землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.
Союз этих цветов мы в дальнейшем еще встретим в росписи игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако везде эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается. Изготавливая сегодня куклы из соломы, мы познакомимся и с другими обычаями, которые существовали в старину. Дети, в старину кукла делалась из соломы, так как это был дешевый и доступный материал. Позднее это была любимая игрушка деревенской детворы.
4. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления изделия. Учитель: - Давайте рассмотрим образец изделия (учитель демонстрирует свой образец соломенной куклы) и посмотрим на экране схему изготовления соломенной куклы. (Дети рассматривают.) - Расскажите как она изготавливается? Дети: - Кукла делается из двух пучков соломы: один пучок побольше, из него получается туловище с головой и с ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка образуется путем перевязывания пучков в нужных местах цветными нитками. Учитель: - А давайте теперь соберем куклу на доске из частей и украсим ее. Работа учителя с детьми по сбору куклы.
5. Заготовка пучков соломы. Работа в группах и парах. - Ребята, сегодня мы продолжаем работать над проектом: «Деревенские посиделки». Мы с вами уже изготовили деревенский двор и избу со скамейками и деревьями. Сейчас мы должны закончить этот проект изготовлением народных кукол из соломы для «посиделок». - Одна группа будет делать женские фигурки, перевязывая их белыми нитками, а другая группа мужские фигурки, перевязывая их красными нитками. - Работаем дружно, быстро, с творческим настроем.
Физминутка с музыкальным сопровождением.
6. Изготовление кукол совместно с учителем Беседа по ТБ с ножницами.
Технологическая карта
- У каждого из вас имеются две картонки: покороче и подлиннее, они помогут вам сделать пучки соломы быстро. - Сначала заготовим пучок для туловища куклы. Для этого по длине картонки 1 отмерили пучок соломы нужной толщины и отрезали.
- Теперь взяли картонки 2, отмерили пучок соломы и отрезали заготовки для рук. (Дети работают, друг другу помогая, а учитель контролирует).
Учитель: - Что теперь нужно сделать с пучками? Дети: - Длинный пучок перевязать посередине, а короткий с двух сторон. Учитель: - Правильно, молодцы! Дальше работаем опираясь на схему. (Учитель помогает, демонстрируя действия и операции на своем макете. Края пучков по окончании работы ученики подравнивают с помощью ножниц).
7. Перерыв 10 минут.
8. Творческая работа. Учитель: - Дети, а теперь вы должны украсить своих кукол. Это значит, придумать для них прически, лица, одежду, может ведра с коромыслом и т.д. Дети работают в парах, советуя и помогая друг другу.
9. Завершение проекта «Деревенские посиделки» Учитель: - Дети, а теперь давайте все своих кукол соберем и поселим в наш сельский двор. Дети сажают на скамейки кукол, кто-то ставит отдельно, кто-то вместе женщину и мужчину. Получилось очень творчески и необычно.
Учитель: - В старину люди после уборки урожая устраивали посиделки. Пели песни, играли, шутили, соревновались, веселились. - Вот и у нас получился замечательный проект «Деревенские посиделки», который будет радовать детей в детском саду «Колокольчик». Это будет им наш подарок от кружка «Мастерицы». А сейчас мы послушаем старинную песню, под которую водили хороводы ваши бабушки и дедушки после уборки урожая.
10. Исполнение песни и хоровод. «Утушка луговая»
11. Итог урока, оценка. Учитель: - Какое символическое значение имела соломенная кукла в старину? - Что обозначали два цвета: красный и белый? Ответы детей. Учитель: - В доме эти соломенные фигурки сегодня могут служить украшением интерьера. -А сейчас я для вас приготовила колоски. (В вазе на столе у учителя. Все колоски окрашены в разные цвета).
Учитель: - Дети, выберите себе колосок такого цвета, какое настроение у вас вызвал этот урок. (Все дети выбрали колоски теплых оттенков). Учитель: - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, вы так дружно, творчески работали и сейчас споем песенку о дружбе.
Благодарю за внимание!