Настоящее имя – Анри Мари Бейль. Детство Родился 23 января 1783 г в г. Гренобль (Франция) в семье адвоката. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 7 лет, и его воспитанием занимались отец и тетка. Однако с ними отношения у маленького Анри не сложились, и ближе всех для него стал дед Анри Ганьон. Он был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с Вольтером, Дидро и Гельвецием. С тех пор у Стендаля зарождается отрицательное отношение к клерикализму, и потому в качестве псевдонима он часто использовал фальшивый титул – барон де Стендаль – 1842 гг
Учеба и служба Анри поступил в гренобльскую Центральную школу, но проучился там лишь 3 года, освоив только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств. В 1799 г отправился в Париж поступать в Политехническую школу, но, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Однако в 1802 г подает в отставку и живет на протяжении следующих трех лет в Париже. Некоторое время он находится на торговой службе в Марселе. В 1805 г возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника побывал в Италии, Германии, Австрии г – Стендаль принял участие в российской кампании Наполеона, побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, видел, как горела Москва. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие»
Италия После падения Наполеона Анри подает в отставку и уезжает на 7 лет в Милан. Здесь он пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) «Истрия живописи в Италии» (1817) «Рим, Неаполь и Флоренция в 1871 году» В Италии Анри сближается с республиканцами- карбонариями, заводит дружбу с Байроном, а также переживает безнадежную любовь к Матильде Висконтини. В 1820 г в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, и он решает вернуться на родину.
1822 г – Анри возвращается во Францию, куда уже добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Опубликованные в те годы произведения: «О любви» (1822) «Расин и Шекспир» (1823,1825) «Арманс» (1827) «Ванина Ванини» (1829) «Прогулки по Риму» (1829) «Красное и черное» (1830) 28 июля 1830 г во Франции установлена монархия, и Стендаль поступает на государственную службу – он назначен французским консулом. «Воспоминания эгоиста» (1832) «Люсьен Левен» (1834) «Жизнь Анри Брюлара» ( ) «Записки туриста» (1838) «Пармская обитель» (1839)
Каждый художник должен смотреть на природу совершенно по-своему. Что может быть нелепее взгляда на природу, заимствованного у другого человека с совершенно противоположным характером!
23 марта 1842 г Стендаль умер на улице, сраженный апоплексическим ударом. В завещании на могильной плите он просил написать (исполнили на итальянском) Арриго Бейль Миланец Жил. Писал. Любил.
В своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. Красное и черное" есть не что иное, как историческая хроника XIX века. Роман Стендаля «Красное и черное» основывается на реальных событиях: Стендаль заинтересовался делом некоего Антуана Берте, о котором прочел в «Судебной газете». Фактическая сторона этого дела довольно четко выдержана в романе, но писатель придал частному случаю широкий типический смысл. Значительно углубив и расширив сюжет, Стендаль постарался охватить все сферы современной ему политической и социальной жизни Франции и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность Жюльена Сореля. Критики до сих пор теряются в догадках, что означает название романа. Многие считают что странное наименование было просто уступкой тогдашней моде и придумано, чтобы обеспечить роману успех. Роман с тем же успехом можно было бы назвать «Зеленое и желтое» или «Белое и синее», писал Эсеб Жиро, не вкладывая в эти цвета никакого смысла. Арсен Уссе увидел в названии намек на красное и черное поля «рулетки»: роман, следовательно, говорит об игре случая, о «человеческой судьбе, брошенной на зеленое поле любви». Некоторые считают, что "красное и черное" это два цвета целой эпохи. Красный - цвет революций, свободы, идей равенства и братства, цвет крови человеческой, которой часто бывают оплачены эти идеи. А цвет реакции и подавления, реставрации и угнетения черный.
ТЕМА: судьба энергичного и одаренного юноши, перед которым закрыты все двери ПРОБЛЕМА: невозможность для бедствующей, но талантливой молодежи добиться высокого положения и признания через благородные поступки в конце 20-х годов и в эпоху, наступившей после Июльской революции. ИДЕЯ: показать внутреннюю борьбу Жюльена, победу его природного начала и чистой души над честолюбием, гордостью и пороками, привитыми обществом КОМПОЗИЦИЯ: Роман фактически делится на три части, в каждой описываются быт и нравы отдельных сословных групп: Верьер вымышленный провинциальный городок, Безансон с его семинарией и Париж олицетворение высшего света. В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов «французского» и «итальянского».. Роман Стендаля изображает конфликт главного героя «итальянского» типа со сковывающим его «французским» укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия героя, его компромиссы с внешней средой.
Жюльен Сорель – талантливый юноша из народа, в котором таится и клокочет огромная энергия - сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Он мечтает о военной карьере и готово пойти на все ради нее, но Жюльен постоянно сталкивается с тем, что особенности его характера идут вразрез с его натурой. Самые драматические эпизоды романа – те, в которых необходимость быть лицемерным и коварным – нравственно изуродованным, - делает Жюльена н 6 несчастным, и те, в которых берет вверх натура юноши. Госпожа де Реналь искренняя, честная, немного простодушная и наивная. Но среда, в которой она существует, заставляет и ее лгать. Она остается женой де Реналя, которого презирает, понимая, что ценность для него представляет не она сама, а ее деньги. Самолюбивая и гордая Матильда, убежденная в своем превосходстве над людьми только потому, что она дочь маркиза, выступает полной противоположностью госпоже де Реналь. Она часто жестока и безжалостна в своих суждениях о людях и оскорбляет плебея Жюльена. Но есть то, что сближает ее с первой героиней, Матильда тоже стремится к искреннему чувству любви. Советская экранизация
Роман «Красное и черное», быть может, самый необыкновенный во французской литературе XIXвека, прозвучал как грозное предупреждение: настанет время, когда Жюльены Сорели – молодые плебеи, умеющие пылко мечтать о лучшем будущем и бесстрашно бороться за свое счастье, - сумеют найти верный путь! Кадр из фильма Отан-Лара Le rouge et le noir 1954 г.