Поэтическая деятельность М.В.Ломоносова. Сатира «Гимн бороде». Автор:1) Диденко Л.Д., учитель русского языка и литературы 2) Борисова Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 им. П.М.Камозина
Михаил Васильевич Ломоносов ( гг.)
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному. В.Г.Белинский
Труды Ломоносова в области языка Реформа письменного, литературного языка: Российская грамматика, (1757) учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». Риторика (1757) Реформа стихосложения
Занимаясь лингвистикой, Ломоносов разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».
Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений". Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
-изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) Высокий стиль
-изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль
- допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике» … Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена. Борода в казне доходы Умножает по вся годы: Керженцам любезной брат С радостью двойной оклад В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит В вечный пропустить покой Безголовым с бородой. …
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало сил лабыческое стихосложение ( сил лабы по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.
Использованные ресурсы jpg jpg ov.jpghttp://colonization.com.ua/images/content/history/astronomy_old/lomonos ov.jpg jpg ov_2.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/799/ _Lomonos ov_2. jpg tent/laboratory.gifhttp:// tent/laboratory.gif jpg jpg http://