«…Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.» Ломоносов М.В. Выполнил: учащийся 10 класса Степуринской СОШ Шамсудинов Шамиль Руководитель: Золотова М. А.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется интересом к наследию изготовления произведений искусств из цветного стекла в России, начатого М. В. Ломоносовым. ГИПОТЕЗА: Работы из цветного стекла, выполненные М.В.Ломоносовым и его последователями, стали яркой страницей в истории русского искусства. Цель: Определить место экспериментальных работ М.В.Ломоносова в технологии стекла и его вклад в русскую культуру, охарактеризовать основные этапы его развития. Задачи Познакомиться с историей изготовления цветного стекла Составить представление о вкладе М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства.
Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития.
Первая в России химическая лаборатория была построена в Петербурге, на 2-й линии Васильевского острова, на участке «ботанического огорода» Академии наук..
Первый камень фундамента был заложен утром 3 августа 1748 г.,.
Образцы пластинчатых и колотых образцов смальт
В марте 1753 г. состоялось именное повеление: «Дать ему, Ломоносову, для работ к фабрике в Копорском уезде из Коважской мызы от деревни Шишкиной 136, из деревни Калищ 29, из деревни Усть-Рудиц 12, от мызы Горья Валдай из деревни Перекулы и Липовой 34 всего 211 душ со всеми к ним принадлежащими по олисным книгам землями»' Императрица Екатерина у Ломоносова.
Невские тигли М.В.Ломоносова из раскопок Усть-Рудицкой фабрики.
Уже в 1754 г. на фабрике началась производственная деятельность. К лету этого года в Устъ-Рудицах была построена мельница, с помощью которой производились различные работы: помол зерна, распиловка бревен на доски, шлифовка и полировка стекла.
В 1768 году Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Но дело, начатое Ломоносовым, все же дало толчок развитию стекольной промышленности.
Опочивальня Екатерины II в Большом Царскосельском дворце Синий кабинет («Табакерка»)
Стеклярусный кабинет в Китайском дворце в Ораниенбауме.
В Государственном Эрмитаже (Русском отделе) хранится мозаичный портрет Петра I, исполненный также лично Ломоносовым в гг
Анна Петровна. Мозаика. Усть-Рудицы г. Г.Г. Орлов. Мозаика. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.
Образ богоматери с картины итальянского художника Солимена
Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской Государственный Русский музей Великий князь Пётр Фёдорович Мозаика Ломоносовской мастерской
Полтавская баталия. Мозаика мастерской М.В. Ломоносова,
М.В.Ломоносовым и его помощниками была выполнена 41 мозаичная картина, но найдено до сих пор лишь 21. Местонахождение и судьба остальных 20 картин пока неизвестны.
Думая о жизни и деятельности Ломоносова, невольно вспоминаешь правдивые слова другого патриота нашей великой Родины - Алексея Максимовича Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую. Каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное». Ломоносов избрал вторую, и вся его величественная жизнь была неугасимым горением...