Новые методики воспитания и их использование в воспитательном процессе
Владимир Абрамович Караковский, его методика «Системное построение процесса воспитания» В данной системе выделяют следующие обще человеческие ценности школы: человек, отечество, знания, мир, семья, труд, культура, земля.
Методы воспитания школы Караковского : 1. диалог. 2. групповая дискуссия, 3. метод педагогической ситуации, 4. создание условий для самореализации личности.
Бондаревская Евгения Васильевна Содержания основных параметров личности человека культуры: Человек культуры это свободная личность Человек культуры гуманная личность. Человек культуры это духовная личность. Человек культуры личность и творческая, и адаптивная.
Газман Олег Семенович, его методика «Педагогика общей заботы» Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья».
Таланчук Николай Михайлович Система ролей включает в себя: 1. в сфере «Семья» 2. в сфере «Коллектив» – профессионально-трудовой, экономическую, организаторской-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей; 3. в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур; 4. в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную культуры 5. в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции.
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили. Его система "Школа Жизни" Целевые ориентации: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание;
Методика коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова. Концептуальные идеи, принципы: идея включения детей в улучшение окружающего мира; идея соучастия детей в воспитательном процессе; коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей; комплексный подход к воспитанию; личностный подход, одобрение социального роста детей;
Методика гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Методика Надежды Егоровны Щурковой Человек Общество Жизнь Природа «Я» Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 24-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 56-х классов. Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 78-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Это новая высота. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (910-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень это 1011-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Культурологический подход к целостному образовательному процессу, исследуемый в трудах Бондаревской Е.В., Щурковой Н.Е., Исаева И.Ф., Ядова В.Я. и др.; Научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.); Личностно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.); - педагогика сотрудничества; педагогика общей заботы; педагогика гуманизма (З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой, Е.В. Бондаревской). - Работы по исследованию процессов интеграции (А.С.Белкин, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Г.И.Ибрагимов, В.Д.Семенов, Ю.С.Тюнников, И.П.Яковлев). Методологическую основу моделирования и построения воспитательной системы могут составить такие методики как:
Евгений Александрович Ямбург Адаптивная школа – школа, где должно быть место каждому вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. В школе Ямбурга используются методики М.Монтессори, Р.Штайнера, Л.Занкова, В.Давыдова, Д.Эльконина.
Инструментарий: анкеты…. В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики как: Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»; Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; Методика БП. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; Методика А.А. Андреева Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью; Анкета «Я и моя школа» ; Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина; Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова. Использование классным руководителем в своей деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Какой должна быть программа воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.
Проект решения педагогического совета 1. С учебного года изменить воспитательную систему класса, используя материалы педагогического совета, свои наблюдения, идеи, результаты многолетней работы. Приступить к реализации задач развития классных воспитательных систем 2. Провести семинар среди классных руководителей 1-11 классов по « Обмену опытом » создания системы воспитательной работы в своём классе. (март 2012 г. отв. И.В. Баженова, руководители ШМО классных руководителей) 3. Классным руководителям включить родительскую общественность в управление воспитательной системы класса. Привлечь представителей родительского комитета классов к процессам целеполагания, планирования и анализа жизнедеятельности классного коллектива. 4. Активизировать деятельность школьных и классных органов ученического самоуправления. Создать условия для участия детей и подростков в построении, управлении и развитии воспитательной системы класса.
Результаты анкетирования 1. Отчего, по Вашему мнению, зависит выбор содержания деятельности классного коллектива? от возможностей классного руководителя - 5 чел. от потребностей ребят - 10 от целей воспитания, поставленных перед собой коллективом - 10
Выберите приоритетные задачи работы: сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся - 10 формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой - 8 способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей - 7 укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенствование - 5 создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям - 4 интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся - 4 выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах - 4 воспитание у детей патриотических чувств гражданина России - 3 способствовать роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе - 3 развитие навыков поискового мышления - 2 формирование экологической культуры - 1
Выберите приоритетные принципы построения воспитательной системы класса: Принцип равенства всех участников воспитательного процесса - 7 Принцип сотворчества детей и взрослых - 6 Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса - 6 Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы - 6 Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций - 4 Принцип индивидуализации и дифферентации - 4 Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки - 3 Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей -2 Принцип открытости и доброжелательности - 1
Результаты анкетирования Считаете ли Вы, что деятельность классного коллектива должна носить общественный характер? Обоснуйте ответ. 14 человек ответили утвердительно: 1 человек ответил отрицательно 5 человек ничего не ответили