Наука и образование 18 века План урока: 1. Академия наук 2. Естественные науки 3. Гуманитарные науки 4. Академические экспедиции 5. Выдающиеся техники и изобретатели 6. Система образования
Академия Наук ХVІІІ века Указ Петра 1 о создании Академии наук в 1724 году
Конференц-зал Академии наук и физическая лаборатория
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) Родился Ломоносов в Астраханской губернии в 1711 г. Отец- гос.крестьянин, мать дочь дьякона. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма и пристрастился к чтению и потянулся к знаниям. Отец на учебу не отпускал, и Миша взял у соседа Фомы Шубного 3 рубля и направился в Москву на обучение. Там он скрыл своё происхождение и поступил в Славяно-греко-латинскую академию( Спасская школа). Первые 3 класса закончил за 1 год. После окончания Петр 1 набирает в Академию наук 12 лучших учеников этой школы и с 1736 года Михаил слушал лекции профессоров и адъютантов Академии.
Кабинет и стол химика лаборатории Ломоносова
Достижения в области естественных наук. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Анатомия - М.И. Шеин ( 1774) – создание первого русского анатомического атласа. Анатомия - М.И. Шеин ( 1774) – создание первого русского анатомического атласа. Ботанический сад- Демидовы ( 1756) Ботанический сад- Демидовы ( 1756) Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии География- издание первого Атласа Российской империи ( 1745) География- издание первого Атласа Российской империи ( 1745) Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры….. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры…..
Атлас Российской империи
Академические экспедиции ( для изучения новых неизвестных науке теорий 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию ( изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию ( изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. ( доказательство существования пролива между Азией и Америкой) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. ( доказательство существования пролива между Азией и Америкой) 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. Открытие и освоение земель Америки Открытие и освоение земель Америки экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ Иван Кулибин Иван Кулибин
Иван и Михаил Моторины в 1775 году
Иван Иванович Ползунов ( )
Система образования в ХVІІІ веке Школы грамоты ( священники) Школы грамоты ( священники) Общеобразовательные школы ( 2 гимназии для дворян и разночинцев) Общеобразовательные школы ( 2 гимназии для дворян и разночинцев) Закрытые учебные заведения для дворянских детей. Закрытые учебные заведения для дворянских детей. а) Сухопутный шляхетский корпус ( 1731) а) Сухопутный шляхетский корпус ( 1731) б) Морской шляхетский корпус (1752) б) Морской шляхетский корпус (1752) в) Пажеский корпус (1750) в) Пажеский корпус (1750) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан ( заводчики Демидовы) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан ( заводчики Демидовы) Профессионально-художественные училища Профессионально-художественные училища Открытие Московского университета Открытие Московского университета
Закрепление нового материала Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: 1. Почему Академия наук считалась не только центром науки, но и образования? 2. Назовите крупнейшие достижения ученых в области естественных наук 3. Какую роль играли академические экспедиции? 4. Почему Михаила Ломоносова называют учёным- энциклопедистом?