Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 5 класс ОБЖ Урок 6
Автомобили в наше время - самый распростра ненный вид транспорта, при этом их количество постоянно растет. Ежегодно в России в дорожно- транспортных происшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Основными причинами этого зачастую является несоблюдение правил дорожного движения.
Первые правила дорожного движения в России появились при Петре I, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадью, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.
В 1730 г. был издан новый указ, в котором говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». В 1742 г. появился еще один указ: «Ежели и впредь будут так не смирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения особо остро встала с появлением автомобилей. В 1900 г. в России было принято «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать и водители и пешеходы и пассажиры.
В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, то есть транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги. Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста). Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы
Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары - для пешеходов, обочина - для движения пешеходов и для остановки автомобилей.
Разделительная полоса разделяет смеж ные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения - управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.
Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги; большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.
Дорожные знаки, так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях. Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на семь групп. К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового предназначения.
Различают следующие группы дорожных знаков: - предупреждающие; - приоритета; - запрещающие; - предписывающие; - информационно-указательные; - сервиса; - дополнительной информации (таблички).
Пешеходный переход, регулируемый светофором, обозначается белыми линиями, нанесенными вдоль проезжей части дороги ("зебра"). С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.
Линии пешеходных переходов наносятся на перекрестках или в других удобных для перехода местах. Пешеходные переходы обозначаются сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебры»). Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход.
Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно передвигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки. Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяются светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.
Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Красный сигнал запрещает движение. Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.
Транспортный светофор может быть трехсекционным, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направления движения транспортных средств.