Ф ОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Воспитатель ГПД МОУ прогимназии 10 «Россияночка» Кленкова Наталья Анатольевна
«Ч ЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО НРАВСТВЕННО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ …., НО И МОРАЛЬНО ОБЯЗАН ЗА НИХ ГОВОРИТЬ, ЗАЩИЩАТЬ ИХ ПРАВА, ИХ ИНТЕРЕСЫ » Д.С.Л ИХАЧЕВ
А НАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( В % ОТНОШЕНИИ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ 2 И 4 КЛАССОВ )
Ф ОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Цель экологического воспитания:
З АДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающие - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального(способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
М ЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Экологический светофор»: «Письмо зелёному другу» «Радости и огорчения» «Секретный разговор» «Лес благодарит и сердится»
«Э КОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР »:
«П ИСЬМО ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ »
Формы работы Игра Экскурсии в музеи и в библиотеку Походы Выставка детских рисунков и поделок Праздники Разгадывание кроссвордов, проведение викторин
Э КОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Э КОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «З ЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ »
Методы и приемы Беседа Наблюдение Исследование, эксперимент Работа со схемами, макетами Проекты Прослушивание музыкальных и литературных произведений
П ОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА 1 этап -ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным ; пытается контролировать своё поведение, поступки.
П ОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА 2 этап ребенок переходит от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотносит свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу; делает собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды); участвует в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
П ОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА 3 этап осознанно соблюдает нормы и правила поведения в окружающей среде; -способен к самоконтролю, осознаёт необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении; использует полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности; положительные эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости
В ЫВОДЫ : В ходе выполнения работы мною были апробированы методики, в результате которых дети поиграли в игру «Экологический светофор», написали письма зеленым друзьям, записали свой секретный разговор с любимым животным, подумали о том, за что лес может рассердиться на них и поблагодарить, попробовали заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, в результате посещения детской городской библиотеки пополнили свои знания об охраняемых растениях и животных, занесенных в Красную Книгу. Итогом данной работы стало мероприятие в форме экологической сказки «Земля – наш общий дом», на котором дети проявили свои творческие способности: перевоплощались в героев сказки, читали стихи, с удовольствием пели песни. Работа, проведенная с детьми не прошла даром: уровень экологической культуры повысился, о чем свидетельствуют знания учащихся : Дети стали больше стали знать охраняемых растений и животных нашей местности, растений и животных, занесенных в Красную Книгу. Приобрели знания о значении природы в жизни человека, о необходимости охраны окружающей среды. Уточнили знания правил поведения человека в лесу во время отдыха. Обогатили словарный запас экологическими терминами.