Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? 1. С помощью слов и словосочетаний обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.) это можно доказать следующим образом… подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… вспомним о… стоит обратиться к… свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.) данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.) приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы докажем важность данной проблемы с помощью… убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить… в этом легко убедиться, обратившись к… и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) может служить аргументом…и т.д.
2. С помощью вводных слов и словосочетаний во-первых.., во-вторых.., в-третьих… (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!) например, допустим, по свидетельствам кого-либо предположим, по утверждению кого-либо 3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения (придаточное предложение причины), используя союзы так как потому что оттого что ибо благодаря тому что в связи с тем что в результате того что поскольку и т.д.
Обратите внимание! Высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса.
Варианты заданий Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. «Добро не наука, оно действие» (Р.Роллан) а) Нужно быть добрым. б) Добро – это сострадание. в) Действенная помощь – лучшее свидетельство доброты человека. (Ответ: в))
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. «Доброта это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».(М.Твен) а) Доброе отношение к себе человек чувствует сердцем. б) Нужно быть милосердным. в) Силе добра ничто не может противостоять. (Ответ: б))
Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь. Л.Н. Толстой а)Потому что… б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а)Потому что рано или поздно тебя уличат в невежестве. б)Поэтому нужно спокойно говорить о том, что обсуждаемая тема тебе не знакома, и впоследствии изучить её.
Постройте связный текст из приведенных ниже предложений с помощью союзов хотя, если, то, а, и, так как, потому что, поэтому и т.д. и вводных слов значит, следовательно и т.д., выявляющих логические связи. Построенный текст, может быть, поможет вам вспомнить произведения и тех героев, кому принадлежат эти высказывания. 1. Революцию делают злые люди. 2. Революция – это хорошее дело хороших людей. 3. Хорошие дела делает хороший человек. 4. Хорошие люди не убивают. А) 3, но 1, однако 4, следовательно, 2. Б) 3, 2, но 4, значит 1. В) 4, поэтому 1, однако 2, словом, 3 (Правильный ответ – Б). Это высказывание Гедали из повествования И.Бабеля «Конармия»: Хорошие дела делает хороший человек. Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди).
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется» ( Джон Ньюмен) а) Нужно бояться жизни и смерти. б) Нужно стремиться жить полноценно каждое мгновение. в) Жизнь скоротечна, человек многого не успевает сделать. (Ответ: б))
Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по критерию 4 Эксперты выделяют ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Устанавливают соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается). Оценивают степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии. Устанавливают соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение. Определяют количество аргументов.