Обретение и дальнейшая история иконы Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:
Яви опо себе Богородицына икона сисевымъ образомъ. Не яви опо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или погату, ниже мудра старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с в ѣ рою, чудный свой образъ, н ѣ коего мужа от простыхъ, имущая мудрость на войн ѣ стрелебную, сего дни юнна, десяти л ѣ ты суша, именемъ Матрона.
Сей по д ѣ вицы явится чудная она и пресс в ѣ талая икона Богородицына. И после опо пожара в томъ же л ѣ те и месяце, сисе нача являться д ѣ вицы оной, ей же имя пряди рекохомъ, икона пресс в ѣ талая Божия Матери. И беляше ей пойти во градъ и пов ѣ дети про икону Богородицыну, ея же вид ѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ н ѣ дрю: и м ѣ сто пов ѣ да ей, ид ѣ же последи обр ѣ тоша драгаго бисера честное сокровище, чудную икону Богородицыну.
В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы 8 июля по юлианскому календарю ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но польшинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре[источник не указан 265 дней].
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет.
Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.