Институт повышения квалификации и переподготовки государственных работников и служащих образования Кафедра «Содержание образования» Мастер –класс По технологии Тема: «Организация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. Прядение и ткачество. Плетение поясов » Слушатель: Албенко С.В. Учитель СОШ 25 Г. Караганды, Первая категория Руководитель: Каирбаева Ж.Х. Ст. преподаватель, доцент, кафедра СО Дата сдачи работы: г Караганда 2012
«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю» гласит древняя китайская пословица.
Цели: Образовательная – знакомство с историей ручного плетения, материалами и приспособлениями для получения пояса нетрадиционным способом; Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям, развивать творческие способности учащихся; эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства Развивающая – ознакомить учащихся с приёмами выполнения плетения поясов по образцу, овладение техникой ручного плетения Задачи: Развитие нестандартной формы общения и взаимопонимания;Обеспечение эмоционального удовлетворения; Воспитание интереса к творчеству и побуждения к деятельности, умению работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе Привить интерес и любовь к искусству народов нашей страны.Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.
Межпредметные связи: Традиции народов, материаловедение. Оборудование: плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы; альбомы с фотографиями, иллюстрациями народных костюмов; инструкционные карты по изготовлению поясов; прялка, веретено, гребни для чесания волокон (их рисунки); готовые пояса, выполненные в технике плетения для показа; пряжа разных цветов для практической работы. Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.
План: I. Введение. П. Раскрытие темы. III. Практическая работа. IV. Рефлексия.
I. Введение.
Слово пояс означает - полоса. Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины под грудью, по талии, под животом. Мужчины под животом. Какие бывают пояса: голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, столбовой, прайка, плетешок, суконкин, кушак, покрома, через, сетка
II. Раскрытие темы.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них тонкопрях. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически привязать её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза. Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности. Непряха, неткаха это были крайне обидные прозвища для девочек- подростков. Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
Техника исполнения: витые, кручёные (жгуты), на дощечках; плетёные: косичка, на вилке, на игле ( в бутылку) Север Сибири, на стене (дергуны); тканые: на сволочке, на бердо (кросно), на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах, крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
Закрепление темы Вопросы учащимся и предлагаемые ответы: а) О каких видах старинной одежды вы слышали?(Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.) б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?( Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.) в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).(Головные уборы, пояса.) г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса? (Из ткани, кожи, ниток). д) Кто занимался изготовлением одежды?(Женщины, девушки).
III. Практическая работа.
. Практическая работа. 1). Инструктаж по изготовлению поясов. 2). Разминка для глаз 3) Инструкционная карта
Последовательность работы 1 Необходимо взять любое твёрдое вещество (пластик, пенопласт или что-нибудь ещё) и придать ему округлую форму. Непосредственно для плетения одного шнурка нужно взять шестнадцать ниток, рассчитав их длину таким образом, чтобы получилось примерно на 20 сантиметров больше, чем изготавливаемый шнурок 2 По краям заготовленного круга делаем 32 надреза и небольшое отверстие по центру этой же окружности с таким расчётом, чтобы узелок шнурка в нём мог удерживаться. Вырезаем кружок,диаметром около 10 см (для 16 нитей) или 7 см (для 10 нитей), делаем по окружности надрезы.Надрезов должно быть нечетное кол-во,а ниток четное. Связываем нитки узелком и распределяем по разрезам. Один разрез остаётся свободным,он и будет участвовать в продвижении нитей.
3 После этого следует раскрасить прорези в круге в разные цвета таким образом, чтобы две закрашенные прорези чередовались с двумя незакрашенными. В итоге должно получиться 16 закрашенных прорезей, цвет каждой из которых должен соответствовать цвету продеваемой в них нитки. Сразу под двумя верхними закрашенными прорезями окружности нужно написать слово «Start». 4 Далее необходимо связать нитки в узелок и продеть его в центральное отверстие круга так, чтобы он удерживался с обратной стороны станка. Нитки от узелка продеваются через центр окружности и помещаются каждая в свою прорезь в соответствии с цветом 5 После этого приступаем непосредственно к плетению шнурка. Для этого берем правую от надписи центра нитку и перемещаем её направо вниз в прорезь, которая находится почти напротив, но является незакрашенной. Затем нужно взять нижнюю нитку слева и перенести её в левую верхнюю прорезь без окраски. Чем больше кол-во нитей,тем толще по составу будет шнур.Из 6-10 нитей плели шнуры,опояски.Из большего кол-ва нитей плели очелья,головные венчики,пояса.
IV. Рефлексия.
«Мир будет счастлив тогда, когда каждый будет находить радость в своем труде» О. Роден
1. Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл., Москва, Современное узорное ткачество. Н.С.Королева, Л.А.Кожевникова, издательство «Лёгкая индустрия», Москва, Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Нижний Новгород История и изготовление поясов