МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. лат.культ подражание субъективности характера навыковумениязнаниймаркеромцивилизаций культурологии лат.культ подражание субъективности характера навыковумениязнаниймаркеромцивилизаций культурологии
Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как… определений Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей" Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей"ценностей «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ); «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);БСЭ «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев); «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);Даниил Андреев Даниил Андреев сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем; сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;социуме картина мира; картина мира; картина мира картина мира «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга); «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга); «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.; воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; воспитание образование морали этики нравственности воспитание образование морали этики нравственности развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество; развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;духовной искусство творчество духовной искусство творчество творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта); творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта); творческие достижения культура Древней Русипоп-культура славянская культура массовая культура Культура древнего Египта творческие достижения культура Древней Русипоп-культура славянская культура массовая культура Культура древнего Египта «вся совокупность внебиологических проявлений человека»; «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;
История понятия «культура» В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». пайдейя В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего ( до н.э) De agri cultura самом раннем памятнике латинской прозы. Марка Порция Катона СтаршегоDe agri cultura Марка Порция Катона СтаршегоDe agri cultura Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры. Марк Порций Катон
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» выработка правил поведения, «culture lingual» совершенствование языка и т.д. Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» выработка правил поведения, «culture lingual» совершенствование языка и т.д. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон ( до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума. Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон ( до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.Марк Туллий Цицерон Марк Туллий Цицерон Марк Туллий Цицерон
Европа XVIIXVIII века В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа ( ). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа ( ). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.Самуэля Пуфендорфавоспитанному обществе необразованному Самуэля Пуфендорфавоспитанному обществе необразованному В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».И. К. Аделунг Иоган Готфрид Гердер
Россия XVIIIXIX века В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно просвещение. Н. М. Яновским Гердеромпросвещение Н. М. Яновским Гердеромпросвещение Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во- вторых, «образованность». И. РенофанцемИ. Ренофанцем
Россия XIXXX века Культура это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание). Эти идеи развивал и Николай Бердяев: Николай Бердяев Николай Бердяев Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Бердяев, Николай Александрович
Расширил и углубил толкование слова культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих ( ), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»: художник философ публицист археолог путешественник Николай Константинович Рерих Синтез художник философ публицист археолог путешественник Николай Константинович Рерих Синтез Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Рерих, Николай Константинович
Андрей Белый Андрей Белый ( ) русский писатель, поэт, критик, один из ведущих деятелей русского символизма двадцатого века серьёзно пытался осмыслить культуру как категорию. Он зафиксировал возникновение в обществе «проблемы культуры в собственном смысле». Открывая первый сборник своих теоретических трудов «Символизм» (М., 1910) статьей «Проблема культуры», он писал: «Вопрос о том, что такое культура, есть вопрос наших дней». По мнению поэта-мыслителя, «разрешение этого вопроса не может не внести переоценки в постановку вопросов философии, искусства, истории и религии». В докладе «Пути культуры» он отмечает: писательпоэт критиксимволизма Андрей Белый писательпоэт критиксимволизма «Понятие культура отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие наука,искусство, быт; культура цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего Я; она индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше Я; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то Я» наукаискусствобыт искусствонаука личностьобществоосознанноесамосознания ЯиндивидуумауниверсаЯинтуиция Янаукаискусствобыт искусствонаука личностьобществоосознанноесамосознания ЯиндивидуумауниверсаЯинтуицияЯ Андрей Белый
Периодизация истории культуры В современной культурологии принята следующая периодизация истории культуры: Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Первобытная культура Первобытная культура Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;Древнего мира Древнего Востока АнтичностиДревнего мира Древнего Востока Античности Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Средних веков (VXIV вв.);Средних веков Средних веков Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.);Возрождения или Ренессанса Возрождения или Ренессанса Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.);Нового Времени Нового Времени Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем. Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.