План эссе Часть С
Вступление Содержание Подход к проблеме. Должно прозвучать ключевое слово Примерные схемы «Каждый из нас знает, что… Но не все понимают… Именно об этом пишет автор данного … текста.» «Что такое …? Как…? Почему…? Именно эти вопросы волнуют автора данного текста …».
II. Анализ содержания исходного текста (К1-К3) Содержание (К1)Проблема - каков вопрос, волнующий автора текста? Формулируется в отдельном предложении (!) либо в виде словосочетания «проблема чего?» - чести, долга, ответственности и т.п., либо в виде вопроса; Примерные схемы Фамилия И.О. ставит перед нами проблему (проблемный вопрос)…
II. Анализ содержания исходного текста (К1-К3) Содержание (К2) 2. Комментарий к проблеме. а) насколько актуальна данная проблема и почему; можно отметить ее характер (вечная, современная, нравственная, философская, общественная и т.п.), б) как она раскрывается в тексте, на каком жизненном материале, какие доводы приводит автор и т.д.); Примерные схемы В наше время очень важно писать о …, так как… Рассказывая о …, автор стремится показать, что… (донести до нас мысль о том, что…; доказать, что…) По его мнению, … Автор считает, что… В качестве доказательства этого он приводит… и т.п.
II. Анализ содержания исходного текста (К1-К3) Содержание (К3) 3. Позиция автора – ответ на вопрос проблемы. Желательно сформулировать отдельным предложением как вывод. Примерные схемы Итак, позиция автора заключается в том, что…»
III. Выражение личной позиции (К4) Содержание (К4) III. Личная позиция. а) согласен/не согласен с автором; б) почему – два аргумента (из личного жизненного, читательского опыта, любых областей знания, кино, передач, статей и т.п.). Каждый аргумент в отдельном абзаце, желательно сначала привести логический довод, потом пример. Примерные схемы Согласие: «С мнением автора нельзя не согласиться. Можно привести еще несколько доводов в пользу этой точки зрения. Во-первых,.. Во-вторых, …»
III. Выражение личной позиции (К4) Содержание (К4) III. Личная позиция. Примерные схемы Несогласие: «Точка зрения автора изложена очень убедительно и заслуживает уважения, но мне хотелось бы уточнить, что… (но мне кажется не совсем справедливым…). Свое мнение я могу подкрепить несколькими доводами. Во-первых, … Во-вторых, …»
IV. Заключение Содержание Заключение. Желательно 2-3 предложения. Можно сказать об актуальности проблемы, ценности текста, написать призыв, пожелание и т.п. Примерные схемы Я думаю, что этот текст поможет многим изменить свое отношение к…. Хотелось бы верить, что…
Построение эссе (линейная структура) Исходный текст Проблема (?) Комментарий (путь) Позиция (ответ)
Построение эссе (линейная структура) Личная позиция Позиция автора (Тезис для доказательства/опровержения) Аргументация (Довод+Пример)
Построение аргументации Довод 1 Пример 1 Аргумент 1 Довод 2 Аргумент 2
Образец построения аргументации Позиция автора Смысл человеческой жизни заключается в самореализация Аргумент Д1. Человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием. - П1. Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви»
Образец построения аргументации Позиция автора Смысл человеческой жизни заключается в самореализация Аргумент Д2. Самореализация - одна из важнейших потребностей человека. - П2. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, поступок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели.
Есть еще люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» вот к чему стремился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке самому эмоциональному искусству. Музыка это большая и серьезная часть жизни, могучее средство духовного обогащения.(По Д. Кабалевскому)
Схема работы над исходным текстом Проблема: _____________________________________ Комментарий:_1._______________________ 2.____________________________________ 3.____________________________________ 4.____________________________________ Позиция:______________________________ _____________________________________