МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые аспекты логопедической работы по формированию слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студент Борисова Татьяна Юрьевна Руководитель Халикова Рузиля Мусовна Заведующий Летуновская Светлана Витальевна кафедрой «Логопедия»
Актуальность исследования Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе
Цель исследования Исследование особенностей освоения и формирования слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Систематизация коррекционно-логопедических занятий по формированию слоговой структуры у детей с ОНР III уровня и оценка ее эффективности. Объект исследования: слоговая структура слова Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с ОНР, включающий развитие базовых предпосылок ее становления
Гипотеза исследования Деформация слогового состава слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР взаимосвязана с особенностями развития неречевых процессов; если в ходе специального обучения будет осуществляться целенаправленное комплексное формирование слоговой структуры и её предпосылок, эффективность коррекционного воздействия повысится.
Задачи Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы. Выявить особенности восприятия и произношения слов различного слогового состава и специфику состояния базовых предпосылок её формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Апробировать систему коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова и предпосылок ее становления. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.
Методологическая основа исследования Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х.Швачкина, Р.Е.Левиной Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений Р.Е.Левиной Методика исследования состояния слоговой структуры Бабиной Г. В. И Сафонкиной Н.Ю Программа Т.Б.Филичевой о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми с ОНР Методики коррекции нарушений слоговой структуры слова Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной, З.Е Агранович., А.К. Марковой, О.Н. Усановой и других авторов
Методы исследования -теоретические: теоретический анализ научной, специальной, методической литературы по теме дипломного исследования; - эмпирические: наблюдение, изучение анамнеза и медицинской документации, - интерпретационные методы - анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов. База исследования МАДОУ д/с 25 «Малыш» компенсирующего вида ЩМР МО Апробация исследования Основные теоретические положения данного дипломного исследования докладывались на РМО учителей – логопедов ЩМР МО
Этапы исследования Констатирующий эксперимент: Цель исследования заключалась в выявлении особенностей слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР по методике Бабиной Галины Васильевны и Сафонкиной Натальи Юрьевны Формирующий эксперимент: разработаны направления коррекционной работы и подобрана система упражнений для формирования слоговой структуры слова и базовых её предпосылок Контрольный эксперимент: выявлена динамика формирования слоговой структуры и её базовых предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи после проведения экспериментального обучения
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Формирующий эксперимент Система коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова и базовых её предпосылок проводилась комплексно, одновременно по следующим направлениям: формирование артикуляционного кинетического праксиса и пальцевой моторики; формирование фонематического слуха и фонематического восприятия; работа над просодическими компонентами речи (ритмом, темпом,интонацией, логическим ударением); формирование слоговой структуры слова.
Система коррекционных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры 1 этап. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. 2 этап. Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка с нарушением речи
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает : Воздействие на все компоненты речевой системы. Широкое использование учебно-игровых приемов. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуально - дифференцированный подход. Занятия целесообразно проводить индивидуально и по подгруппам. Продолжительность занятий минут.
Сравнительный анализ результатов исследования слоговой структуры до и после формирующего обучения для каждого ребенка с ОНР
Выводы 1. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок слоговой структуры слов обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или артикуляционных возможностей ребенка. 2. Формирование слоговой структуры и её базовых предпосылок у детей с ОНР возможно только при организации специально направленного обучения. 3. Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слов и её базовых предпосылок способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.
Спасибо за внимание!