Системы автоматического управления авиационными силовыми установками Юнусов С.М.
Тема 1. Общие сведения о системах автоматического управления (САУ) силовыми установками летательного аппарата (СУЛА) 1.1. Назначение САУ СУЛА Основные задачи: управление запуском двигателя и его выключением управление режимом работы двигателя обеспечение устойчивой работыкомпрессора и КС двигателя на установившихся и переходных режимах предотвращение превышения параметров двигателя выше предельно допустимых управление запуском форсажной камеры сгорания обеспечение информационного обмена с системами самолета интегрированное управление двигателем в составе СУЛА обеспечение контроля исправности элементов САУ оперативного контроля и диагностирования состояния двигателя подготовка и выдача в систему регистрации информации о состоянии двигателя и др.
Требования Максимально облегчить работу летчика по управлению СУЛА Система должна быть устойчива при любых условиях эксплуатации Иметь высокое качество процесса управления Обладать высокой надежностью Иметь необходимые эксплуатационную и ремонтную технологичность Быть приспособленной к автоматическому контролю Иметь небольшую массу и габариты Обладать необходимым ресурсом Допускать возможность изменения как функциональных,так конструктивных изменений по мере накопления опыта эксплуатации Предусматривать унификацию и стандартизацию деталей.
1.2. Общая характеристика САУ Система формирования задающих сигналов АУУ воздухозаборника АУУ компрессора АУУ Расхода топлива основного АУУ Расхода топлива форсажного АУУ Выходного устройства УП – условия полета, ПД – параметры двигателя, параметры воздухозаборника, АУУ - автоматическое управляющее устройство Комплекс ограничителей ПВЗ УП ПД Ограничиваемые ПД ПД УП
Структурная схема САУ ТРДДФ
1.3. Принцип построения САУ Элемент сравнения Регулятор Объект регулирования Р зад Y( ) f( ) p( ) Элемент сравнения Регулятор Объект регулирования Y( ) p( ) Разомкнутая система Замкнутая система Р зад f( ) Элемент сравнения Регулятор Объект регулирования Y( ) Р зад Комбинированная система f( ) p( ) Y( ) – регулирующее воздействие на объект f( ) – внешнее воздействие Р зад – задающее воздействие p( )- текущее значение параметра
Возмущающие воздействия Управляющие факторы (воздействия ) 1.4. СУЛА как объект регулирования и управления Регулируемые параметры (выходные сигналы)
Параметры регулирования (выходные сигналы): Частота вращения валов вентилятора и турбокомпрессора Температура газов за турбиной Температура газов в ФК Степень повышения давления в компрессоре Степень понижения давления в турбине Давление за компрессором и др. Регулирующие воздействия Расходы топлива основного и форсажного контуров Положение конуса воздухозаборника или панелей Углы установки лопаток НА компрессора и вентилятора Площади выхлопных сопел Внешние (возмущающие) воздействия Температура и давление окружающей среды