НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ Подготовила учитель ГБОУ ООШ 5 г.о.Чапаевск Самарской области Уткина Елена Викторовна
Цель проекта: выявление нравственных уроков притч
Познакомиться с текстом притчи. Задачи: Знакомство с понятием притчи. Узнать об особенностях притчи. Учиться понимать смысл притчи. Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла. Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков. Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИТЧИ. ПРИТЧА это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
Притча - небольшой _______(1), содержащий ___________ (2) в ___________________ (3) форме. 1 - рассказ 2 – поучения 3 - иносказательной
Особенности притчи в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не изображает, а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
Особенности притчи в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не изображает, а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
Что олицетворяли в притче белый и черный волк? ДОБРО ЗЛО
ДОБРО ЗЛО ? ?
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. ДОБРО ЗЛО Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет.
Словарная работа. У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски) Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова. С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение. Играть в футбол на газонах; Рисовать на стенах в школе; Посадить растения возле школы; Метко плюнуть жвачкой в товарища; Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин; Отобрать у друзей мяч; Помочь пожилому человеку перейти улицу; Уступить место в автобусе.
Игра «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
Основная мысль притчи Всё зависит от __________________. Каким он ______________ стать, таким и станет. Будет делать зло – станет _________. Будет нести добро – станет ________. Человека захочет злым добрым
Итак, ребята, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль, урок на примере притчи о двух волках. Попробуйте сформулируйте нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу ______. Следовать за ________ влечениями сердца и совести. Добру злу добра добрыми
Работая в группах вы сейчас сами определите, что же такое добро и зло. 1 группа. Задание: соединить 2 части пословиц по смыслу 2 группа. Распределите слова на две группы: нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание ненависть. трусость, жалость, ласка, лень. 3 группа. Выбери из списка определения и соотнеси их с пожеланиями. 4 группа. Собери пословицу. Построить из слов пословицы дорогу добра.
Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.
Добро Зло нежностьзависть заботапредательство вниманиеместь верностьжадность дружбаложь радостьэгоизм любовьненависть состраданиетрусость ласкалень
Добро пожаловать Будьте добры До добра не доведёт В добрый час кто- либо (что-либо) не приводит к хорошему результату пожелание благополучия при отправлении в путь Приветствие гостю Формула вежливой просьбы
Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно
Рефлексия. А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой. Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Задание на дом: Подготовить мини-проект «Притча о добре и зле», определить какой нравственный урок содержит притча.
Список «достойного чтения» Рассказы В.Осеевой В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань.2008 Сборник «Пламенеющая свеча». Составитель Шишкин. Самара.2007 Н.Носов. Огурцы
Интернет-ресурсы