Выполнила ученица 10 «А» класса Бородина Алина
Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца. А.П.Чехов
Место Чехова в русской художественной традиции особое. Начав с юмористики Антоши Чехонте, он никогда не представал ни «учителем жизни», ни «утопистом», ни «пророком». Его «объективность» есть форма диагноза. Его диагноз разлом эпох. Человек на разломе эпох тема, которая пронизала его драматургию, изнутри преобразила сценические каноны и обеспечила драме Чехова почетное место в репертуаре мирового театра. Она не столько завершала собою прошлое, сколько начинала новое.
Для МХТ Чехов был больше, чем первым среди современных драматургов. Мечта о «Чайке», потерпевшей публичное поругание в Александрийском театре, была той путеводной звездой, под которой и был учрежден МХТ.
Чехов не без колебаний и сомнений согласился предоставить молодой, неизвестной труппе свою пьесу, еще не зная, что это не только определит судьбу театра, но и его собственную судьбу. Здесь же на репетициях, еще до открытия театра, Чехов познакомится со своей будущей женой Ольгой Леонардовной Книппер, которая станет неизменной исполнительницей в его пьесах, создав собирательный образ «чеховской женщины». Их переписке мы обязаны большей частью указаний Чехова к своим пьесам.
«Три сестры» и «Вишневый сад» Чехов напишет уже специально для МХТ, ориентируя, а иногда даже корректируя их, в соответствии с возможностями труппы. Автор был связан с театром и организационно. Чехов вступил в число пайщиков МХТ. В репертуар МХТ вошли основные пьесы Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», наконец, «Иванов», сыгранный уже после смерти автора. Тогда же, в конце 1904 г., были поставлены три рассказа Чехова «Злоумышленник», «Хирургия» и «Унтер Пришибеев». Реформа сцены, осуществленная режиссурой МХТ Немировичем-Данченко, рано осознавшим драматургическую новизну чеховских пьес, и Станиславским, отдавшим им свою могучую интуицию, в значительной степени обязана своим успехом именно этим спектаклям.
«Чайка» комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, написанная в годах и впервые опубликованная в журнале «Русская мысль», в 12 за 1896 год. Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. В Московском Художественно-общедоступном театре 17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки».
Дядя Ваня пьеса Антона Павловича Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях». Окончательно завершена в 1896 году.
«Для меня это страшная вещь, ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый род драматического искусства, молот, которым вы бьете по пустым башкам публики.» А. М. Горький Действие I
«Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну и ту же роль по нескольку сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.» К. С. Станиславский Действие I
Серебряков - В. В. Лужеский Войницкий А. Л. Вишневский
Действие II. Елена Андреевна О. Л. Книппер, Соня М. П. Лилина Елена Андреевна - О. Л. Книппер
Действие IV. Астров. К. С. Станислаский, Елена Андреевна О. Л. Книппер Действие IV. Телегин А. Р. Артем, Марина М. А. Самарова
«Три сестры» пьеса в четырёх действиях А. П. Чехова, написанная в 1900 году. Впервые была опубликована в журнале «Русская мысль», 2 за 1901 год; с изменениями и поправками вышла отдельным изданием в том же году в издательстве А. Ф. Маркса. Написанная по заказу Московского Художественного театра и впервые представленная публике 31 января 1901 года, пьеса Чехова уже более ста лет не сходит со сцены как в России, так и за рубежом. На протяжении всего XX века к «Трём сёстрам» обращались выдающиеся режиссёры, в их числе Вл. Немирович-Данченко и Георгий Товстоногов, Олег Ефремов и Юрий Любимов, Лоуренс Оливье и Эрвин Аксер, всякий раз открывая в драме Чехова новые мысли, созвучные новой эпохе. Интерес к пьесе не ослабевает и в XXI веке.
Работу над спектаклем в Художественном театре начинал К. С. Станиславский, снова, как и в предыдущих постановках, ключом к спектаклю для него стало «раздвоение мира», «противоречие поэзии и прозы». По собственному признанию режиссёра, работа шла тяжело, и был момент, когда пьеса «не звучала, не жила, казалась скучной и длинной» Станиславский в роли Вершинина.
Как и в предыдущих спектаклях театра, перед зрителями вырастала незримая «четвёртая стена»: актёры могли непринуждённо садиться и спиной к публике. Оформивший спектакль В. А. Симов дал, как считалось, классическую формулу чеховского спектакля: в первом акте декорации и реквизит создавали атмосферу обжитого, уютного дома, где любой мог найти себе кров и пристанище и куда тянулись «на огонёк» люди, не нажившие своего тепла; со второго акта уют нарушался, люди спотыкались о разбросанные повсюду детские игрушки, пискливая гармоника и железный паяц, пишет критик, «насмешливо аккомпанировали мечтам Тузенбаха о счастье, о здоровой, сильной буре». В финале сёстры, вытесненные из своего дома, отрезанные от зрителей глухим забором, произносили свои последние монологи, прижавшись к фонарному столбу.
Первыми исполнителями ролей в «Трёх сёстрах» стали ведущие артисты театра: Василий Лужский (Андрей), Маргарита Савицкая (Ольга), Ольга Книппер (Маша), Мария Андреева (Ирина), Мария Лилина (Наташа), Константин Станиславский (Вершинин), Всеволод Мейерхольд (Тузенбах), М. Громов (Солёный), Александр Вишневский (Кулыгин). После ухода Мейерхольда из МХТ в 1902 году в роли Тузенбаха его заменил и совершенно затмил Василий Качалов; Солёного после 1907 года играл и Николай Массалитинов.
Сцена из IV акта: Ирина А. Степанова, Тузенбах Н. Хмелёв, МХАТ, 1940
«Вишнёвый сад» лирическая комедия в четырёх действиях Антона Павловича Чехова. Пьеса написана в 1903 году. 17 января 1904 года состоялась премьера пьесы в Московском художественном театре. Режиссёры Станиславский и Немирович-Данченко, художник В. А. Симов Станиславский в письме к Чехову писал: Пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия…
Поставленный в лучших реалистических традициях МХАТ им. М. Горького, этот спектакль - вдохновенная поэма о России. Его отличает гармония, в нем всё - грация, всё - поэзия. И трагедия расставания с прошлым, и мечты о будущем. Спектакль пронизан всепобеждающей силой любви к своей стране, к своим родным, к Богу, к чистоте, нравственности, он о возможности победить в борьбе с корыстью, расчетом, с наступательной силой цинизма, безверия и бесстыдства. Режиссер пронзительно чувствовал великого автора и сумел передать эту первую боль за Отечество – зрителям через отлично играющих актеров. В спектакле заняты: Народная артистка СССР Т.В. Доронина, народные артисты России В.В. Клементьев, М. В. Кабанов, В. Л. Ровинский, заслуженные артисты России Т.Г. Шалковская, Н.В. Вихрова, С.Э. Габриэлян и др.
Варя - з.а. России Н. Вихрова, Аня – з.а. России Т. Шалковская Раневская Любовь Андреевна – н.а. СССР Т.В. Доронина
Когда К. С. Станиславский, прочитав пьесу впервые, направил Чехову восторженную телеграмму. Антон Павлович тут же ответил: "…Он называет мою пьесу гениальной. Это значит перехвалить пьесу и отнять у нее добрую половину успеха, какой она при счастливых условиях, могла бы иметь"... И все же пьеса действительно гениальна, потому что она обозначила ключевые фигуры - символы русской истории XX века - века смут и трагедий России!