Развитие орфографической зоркости в начальных классах Ходаева Светлана Владимировна МБОУ «СОШ 4» г.Торжка 2012 г.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Цели работы: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости создать систему орфографических упражнений для её выработки
Задачи: провести теоретический анализ литературы по данной теме; изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; изучить приёмы и применять на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся; разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе постоянно показывать образец анализа звучащего слова использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове
Игровые приёмы: Найди одинаковый звук, Определи место звука в слове, Найди предметы с заданным звуком,,,Шифровальщики с пропусками "опасных" мест сразу по слуху, ''Светофор''.
Наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости: Поиск орфограмм в чистом тексте, Орфографическое чтение Комментированное письмо с указанием орфограмм
Письмо с проговариванием Зрительный диктант Диктант Проверяю себя Какографические упражнения Диктант с постукиванием. Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Картинный диктант
Словарный диктант «Капельки»
1
Спасибо за внимание!
Использованная литература: Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-4 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 1-4 класс. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2004 Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Издательство «Знание», 2005 Интернет-ресурсы: