Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Семёнович Лесков.. Чтоб в человеке человеческое торжествовало… Н.С.Лесков – Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)
Advertisements

«В сём справедливость от вас нимало не пострадала». Постников – герой– праведник»
Тема исследования Возможна ли ложь во спасение? Авторы: Ученик 7 класса МОАУ СОШ5 Руководитель: Завьялова И.В. Учитель русского языка и литературы МОАУ.
Основные темы творчества Н. С. Лескова: 1. Повести, посвящённые женской доле: 1. Повести, посвящённые женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского.
Р АССКАЗ Н ИКОЛАЯ С ЕМЁНОВИЧА Л ЕСКОВА «Ч ЕЛОВЕК НА ЧАСАХ »
Презентация к уроку литературы (7 класс) по теме: Н.С. Лесков. "Человек на часах". Материалы к изучению рассказа
Н.С.Лесков: «…меня подёргивает написать русского еретика – умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ Учитель МОУ СОШ 50 Миклина Л.В.
Использование кейс- технологии на уроках литературы Герои – праведники в произведениях Н.С.Лескова.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Урок ОБЖ в 11 классе « Военная присяга – клятва воина клятва воина на верность Родине – России »
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Личность и общество.
Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» Работа слушателя курсов РЯ-11 Симаковой О.В.
Урок литературы в 7 классе «А» 12 декабря 2008 года Выполнила Шипилова Ольга Витальевна, учитель МОУ СОШ 15 г. Комсомольска-на-Амуре.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
(с) Ильницкая Е.Б., Белокрылова Т.С., Жутикова Л.С., г.Советский, ХМАО-Югра, 2006г.
Первый этап прочтение учащимися повести М.Карима «Помилование» Второй этап проведение самого мероприятия Третий этап составления рекомендательного списка.
Тема:,,Зачем творить добро?,, (беседа с учащимися нач.школы) Юдина Т.М.
Лев Николаевич Толстой История создания рассказа «После бала»
Транксрипт:

Учитель : Светлана Тимофеевна Лапшина

«Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Н.С Лесков

Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1887 году ( 4) под названием «Спасение погибавшего». В основе сюжета лежит реальный факт: об этом сообщает автор в первой главе, об этом же свидетельствуют мемуары тех лет. В рассказе действуют реальные исторические личности: Н.И. Миллер (генерал-лейтенант, директор Александровского лицея), С.А. Кокошкин (в 30-е годы петербургский обер-полицмейстер), подполковник Н.П. Свиньин. В сборнике «Повести и рассказы», изданном С.Н. Шубинским в 1887 году, рассказ «Человек на часах» по просьбе автора был напечатан вместе с другими рассказами «о праведниках».

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) «Событие, рассказ о котором ниже сего предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы, а развязка так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России». (Автор)

Сюжет Действие происходит в Петербурге зимой 1839 года. Рядовой Постников, нёсший службу на посту у Невы перед Зимним дворцом, слышит крики утопающего о помощи. Но он в карауле! После долгих колебаний солдат решается оставить пост и спасти человека. Проезжавший мимо офицер инвалидной команды забрал пострадавшего и объявил себя его спасителем, чтобы получить награду. Постникова же приговорили к наказанию розгами за нарушение караульного устава.

Почему автор называет историю, о которой собирается рассказать, анекдотом? Каково значение слова анекдот? Почему «анекдот» возник во время правления императора Николая I?

Император НИКОЛАЙ I При Николае I (Палкине) в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, обывательской, точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, и тогда и теперь за невыполнение приказа, устава караульной службы, за оставление поста его ждало самое суровое наказание. Какое?

Что такое щпицрутены? Шпицрутен (нем. копьё, пика и хлыст)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году. Предварительно пруты - шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста - восьмисот солдат, которые прутьями били по спине приговорённого.

В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни. Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов) за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В Российской армии шпицрутены были отменены 17 апреля 1863 года

Композиция рассказа Человек на часах Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2 (С.341) Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (С.343) Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: что делать: спасать – не спасать?) – 4 глава Кульминация (решение спасти) – 5 глава (С.344) Развитие действия (гуманный капитан Миллер, карьерист подполковник Свиньин, хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы (С ) Развязка (солдат получает 200 розог, а обманщик-офицер – медаль) –

Кто он - главный герой? Случайно ли автор даёт ему фамилию Постников? В словаре В.И. Даля пост имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост. Какие значения отражает фамилия героя? (И воинскую должность, и воздержание). Что за человек солдат Постников? Что говорит о нём автор-повествователь? Найдите и прочитайте в главе 4

Что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту, когда услыхал, что в полынье заливается человек и отчаянно молит о помощи? (приходил от криков, стонов в оцепенение, В ужасе оглядывался, …стал соображать, как спасти.)

Внутренний конфликт – «искушение» Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает……так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей… …страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Сформулируйте проблему («искушение»), вставшую перед Постниковым: - спасти человека и нарушить воинскую присягу? - или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

За что ругает Миллера Свиньин и какие чувства при этом испытывает? Почему Свиньин сам навещает в госпитале Постникова после наказания и почему дарит своему провинившемуся подчинённому подарки?

Можно ли сказать, что солдат Постников совершил подвиг? Тогда почему героя наказали, а обманщика - офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

И все довольны? Постников понёс наказание, но остался доволен. Почему? Чем награждает Свиньин солдата ? Как принимает эту награду солдат?

Послесловие: мнение Владыки …наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе… Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас –подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг. … Воину перетерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть, гораздо полезнее, чем превозноситься знаком…

Из «Поучения Владимира Мономаха» мы помним рассуждения о том, как сложно следовать тем прекрасным и вечным заповедям любви к ближнему, милосердия и добра, о которых мы читаем в Священном Писании, рискуя своей жизнью, благополучием и карьерой.

В чём смысл названия рассказа «Человек на часах»? Ведь Лесков называет героя не «караульным», не «солдатом», а именно « человеком » Механическое начало, точность, исполнительность часового механизма и та лёгкость, с которой действует механизм, для обычного человека оказываются во сто крат тяжелее

Каково отношение автора к произошедшему? «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него… Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа»

Подведём итоги Продолжите предложения Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм) Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё что-то человеческое)

Не важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

«…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» (Н.С. Лесков) Помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?